"Уйти трудно, вернуться будет еще трудней". Российский бизнес о массовом исходе иностранных компаний из России
Новый проспект
Мнения

"Уйти трудно, вернуться будет еще трудней". Российский бизнес о массовом исходе иностранных компаний из России

Прочитано: 8083

В последние дни в России массово останавливаются, закрываются и заявляют об уходе иностранные компании. Происходит это на фоне последних событий на Украине. «Новый проспект» поговорил с участниками рынка о том, что уже изменилось в их работе, что они предпринимают для защиты своих интересов и какими будут последствия этой ситуации для отечественной экономики.

Виктор Шабалин, председатель правления Санкт-Петербургской ассоциации кулинаров:

— Я как раз разговаривал на тему ухода иностранных компаний с коллегами из Белоруссии. Они говорят, что Европа сейчас ищет новые логистические схемы, новые пути поставок продукции в Россию — через Белоруссию, через Китай и пр. Понятно, что будет увеличение цены. Вчера я разговаривал со своим коллегой из одного ресторана, и он рассказывает, что поставки у них остаются на прежнем уровне, ничего не изменилось, только начала влиять разница валютных курсов. То есть как возили продукты, так и возят, только дороже. И весь вопрос — как поставщики будут работать и координировать свои поставки.

Всё будет зависеть от того, какую позицию займет руководство России. Если оно заблокирует вывод иностранного капитала из России, пойдя по пути национализации, это может стать выходом из ситуации, чтобы не обрушить нашу экономику. И я, честно говоря, даже не вижу препятствий, чтобы таким образом не поступить: мы должны это сделать.

Нам все сейчас говорят, что санкции отменят. А их не отменят! И надо исходить именно из этого. Сегодня самая актуальная цитата для нас — это цитата старика Мюллера из "Семнадцати мгновений весны": "Верить в наше время нельзя никому, даже самому себе!" Именно так мы и должны делать: не полагаться ни на какие договоры и рассчитывать исключительно сами на себя. Сейчас надо просто садиться, считать и принимать решение: ребята, вы ушли — всё, до свиданья! Есть неприличное выражение: задницу поднял — место потерял.

Я уверен: трудности подталкивают к новым решениям. Люди должны идти вперед! 

Игорь Водопьянов, владелец управляющей компании "Теорема":

— Исход иностранцев из России — это один из небольших эпизодов на фоне общего п******. Это как человек с инфарктом лежит, а у него еще насморк образовался. Иностранный бизнес ничего отсюда вывезти не сможет, всё придется бросить, и, может, даже кому-то что-то по дешевке достанется. Какой-нибудь герой наверняка купит сеть финских супермаркетов Prisma (которая вчера объявила о прекращении работы в России. — Прим. "НП"). Так что кому *****, кому мать родна.

А мы уже столкнулись проблемами: сидим и думаем, как получить лифты из Испании и вентиляционную установку из Швеции. Жаль, нет такого телефона, по которому можно позвонить и спросить: "А зачем вы всё это делали и как теперь жить?"

Иван Федяков, глава ГК INFOLine:

— Сейчас работа в России несет риски для иностранных компаний. Продолжение бизнеса в нашей стране грозит им бойкотом со стороны потребителей на рынках других стран, в том числе европейских. Уже есть много примеров подобных бойкотов, то есть отказа потребителей покупать продукцию определенных брендов, которые, например, развиваются, не поддерживая устойчивое развитие, производя недостаточно экологичные продукты и так далее.

Россия в представлении мировой общественности сейчас выступает агрессором, и вероятность того, что потребители не станут покупать товары брендов, которые представлены в нашей стране, довольно высока. Потребители в Европе уже начинают отказываться от покупки российских товаров. Но важно, что большинство иностранных предприятий говорят не об окончательном уходе из России, а о приостановке деятельности. Возможно, они всё же рассчитывают возобновить работу после того, как активная фаза конфликта на Украине закончится.

Мария Черная, генеральный директор ООО "Бонава Санкт-Петербург":

— Компания Bonava заявила вчера об уходе из России. Основной причиной для принятия такого решения стали существенные экономические ограничения. Необходимость получать согласования правительственной комиссии на текущую операционную деятельность разрушает всю идею свободной коммерческой деятельности. Строительство, где мы представлены, и так строго регулируется со стороны государства. Добавление к этим правилам специальных требований для иностранных компаний сделало нашу работу в России экономически невозможной.

Что касается текущих проектов, то сейчас мы возводим 810 квартир в двух жилых комплексах в Петербурге. Все очереди проектов, по которым у нас есть обязательства перед дольщиками, будут достроены. У нас также осталось несколько земельных участков в разных районах Петербурга. Сейчас мы формируем стратегию работы с этими активами.

Руслан Юсупов, президент "ЛенОблСоюзСтроя":

— Разрыва связей пока не произошло, хотя YIT и Bonava уже объявили о закрытии бизнеса. Наверняка это будет небыстрый процесс, потому что взять и бросить всё в один день не получится. У компаний остаются сотрудники, незавершенные проекты и дольщики в России.

Уход иностранных застройщиков и производителей стройматериалов будет означать потерю компетенций. Они привносили в нашу отрасль свой опыт из тех проектов, что реализовывали на Западе. Российские строительные компании перенимали их интересные решения и практики. В последние годы отечественные фирмы приобрели колоссальный опыт реализации качественных проектов. Но всё-таки Россия — часть глобальной экономики, и здорово, когда есть возможность смотреть на современный опыт иностранных коллег, придумывать лучшие конкурентные предложения. В конечном счете от ухудшения конкурентной среды проигрывает потребитель.

Александр Дубодел, глава Агентства исследования рынков:

— Надо различать капитал от российских владельцев (через оффшорные схемы) и капитал транснациональных корпораций. Первый только юридически не наш и в текущих реалиях будет трансформация в обратную сторону. Капитал же транснациональных корпораций с учетом последних заявлений, вероятно, будет уходить. Корпорации всегда находятся в поиске новых рынков сбыта в условиях конкуренции. Если бы не политика, они бы продолжили работать. Но политика создала трудности в расчетах и логистике, что и привело к такому поведению.

Дмитрий Некрестьянов, руководитель практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро "Качкин и партнеры":

— История, когда в рыночные условия вмешивается государство и устанавливает запреты (вне зависимости от того, отменят их потом или нет), влечет за собой утрату доверия к стабильности и сохранению инвестиций в целом. Как можно вкладывать деньги в государство, когда есть шанс, что в один момент тебе скажут: "Ой, всё! Денег ты вывести не можешь. Владей, но ни копейки с этого не получишь"?

Утрата доверия — это самое серьезное последствие на текущий момент. Всё остальное в ситуации постоянного изменения ограничений и запретов даже неактуально. Сейчас это паника, реализация политики отрицания, которая раньше применялась к отдельным физлицам, а сейчас к целой стране. И есть ответная реакция руководства — попытка это всё предотвратить. Решения, принятые сейчас, это не про мозг и осознанное действие, а про диалог в стиле "меня ударили слева, а я тогда — справа".

Пока о последствиях разорванных связей говорить рано, ведь прошла всего неделя. Единственное, что ощущается уже сейчас — выход компаний экспресс-почты, которые перестали доставлять документы. Это подорвало работу российского бизнеса: документы стандартным способом не получить. Это возможно только на перекладных и через кого-то.

Вячеслав Засухин, эксперт рынка стройматериалов:

— Большинство промышленных отраслей чувствовало себя до начала спецоперации довольно неплохо, кураторы стройиндустрии отчитывались о рекордах прошлого года. Автомобильный рынок также развивался, стартовали крупные инфраструктурные проекты. То, что сейчас иностранные компании прекращают работу в России, связано скорее с политическими, а не экономическими причинами, так как с экономическими трудностями пока всерьез никто не столкнулся, а вот с политическими рисками, вызванными санкциями, никто связываться не хочет.

Тем не менее можно уже сейчас прогнозировать, что некоторые отрасли всё же ждет бурное развитие. В случае успеха специальной операции европейские страны вынуждены будут пойти на компромисс в вопросе политического урегулирования и восстановления экономических связей с Россией. Например, в переформатированной в конфедерацию Юго-Восточной Украине нужно будет заняться восстановлением инфраструктуры, и именно там могут появиться новые точки роста и инвестиционные проекты a-ля Крымский мост. Сейчас состояние дорог, портов, жилого фонда и прочей инфраструктуры в Украине просто ужасно, плюс появились разрушения от боевых действий. Восстановление инфраструктуры может стать стартом нового инвестиционного цикла разрушенной экономики и Юго-Восточной Украины, и России в целом.

Игорь Ситник, генеральный директор компании "UCS СПб" (автоматизация предприятий на рынках гостеприимства и развлечений):

— Компания Poster, имеющая украинские корни, в понедельник сказала, что прекращает работать в России, и полностью отключила всех рестораторов от системы. Это система для старта, облачная, и она занимала свою нишу на рынке среди малого сегмента общественного питания. Теперь в один момент они отключили всех пользователей, и сейчас у нас шквал звонков, работы много.

Но что будет через 2–3 месяца, пока непонятно. Если сегодняшнюю ситуацию сравнивать с пандемией, то тогда бизнесу "выключили рубильник": всё встало в одночасье, все рестораны одновременно закрылись. А сейчас-то бизнес работает! Сейчас геополитическая ситуация, когда "рубильник" не выключается. И ее последствия проявятся как раз через 2, 3, 5 месяцев, когда не будет хватать компьютеров, когда перестанет хватать комплектующих, когда всё сильно подорожает. Но, возможно, к тому времени всё это к нам будет поступать из Китая.

Наталья Кёсеги, генеральный продюсер профессионального конкурса отелей и ресторанов Horeca "Up" Ultra Professional:

— Как жена иностранца я хочу сказать, что уход из России иностранных компаний — это катастрофа. Но как русский человек я говорю, что это не так уж и плохо. Всё, что мы могли получить от Европы, от Америки, мы получили. Теперь главное — нам самим не быть разгильдяями и применить то, чему мы научились. Я говорю не только о технологиях, не только об информации, но и о трудолюбии. О немецкой педантичности, об итальянском вкусе, о французской свободе, об американской предприимчивости, о швейцарской точности — вот это должно быть теперь и чертой характера русского человека! Потому что нам сейчас придется эту планету хотя бы на территории нашей страны двигать своими ногами и трудиться в 3 раза сильнее.

Вот от нас ушел гид "Мишлен". И что теперь? Замечательно, что он был — хотя бы тот самый год. Они нам показали, что они точно так же оценивали рестораны, как и мы. И если раньше мы критиковали наши премии, то теперь понимаем, что они вовсе не так уж и плохи, более того, они хороши. Ничего нового нам "Мишлен" не показал, и мы ничем его не хуже. То есть мы увидели, что мыслим правильно, в общемировом ключе. А есть у нас "Мишлен" или нет его у нас — главное чтобы рестораны хорошо кормили. И нам их только в радость наградить и пропиарить, рассказать о них большому количеству человек.

Эксперт из АПК:

— В СЗФО не так много иностранных инвесторов в аграрно-промышленном комплексе. Это датчане, владеющие компанией «Идаванг Агро», а также тайская компания, владеющая птицефабрикой «Северная». Остановить сельхозпроизводство довольно проблематично. Это же не остановка автомобильного завода, где можно выключить производственные линии и пойти условно в отпуск. В сельском хозяйстве никто не будет отправлять под нож птицу или поросят — это необратимый процесс. То есть цивилизованный вариант выхода из бизнеса — это его продажа. А кто сейчас готов вести разговоры о продаже и покупке бизнеса? Никто.

опрос санкции бизнес
Другие статьи автора Читайте также по теме
Гостиничный рынок набирает обороты: по показателям загрузки и выручки он возвращается к результатам доковидного 2019 года. Но гость-24 отличается от гостя-19. Как именно изменились постояльцы отелей и чего они ждут от современных гостиниц, разбирался «Новый проспект».
Китайские бренды Kaiyi, BAIC и Livan имеют самые большие шансы покинуть российский автомобильный рынок в 2024 году. Это мнение разделяет треть петербургских дилеров, принявших участие в опросе интернет-издания «Новый проспект» и телеграм-канала AutoRun SPb.
Миллиардеры Михаил Фридман и Петр Авен пытаются избавиться от санкций Евросоюза. На минувшей неделе им удалось достигнуть локального успеха: суд ЕС отменил решение о санкциях 2022 года. Но ограничительных мер это не снимает, так как бизнесмены и позднее попадали в санкционные списки, которые продолжают действовать, напоминает художник «Нового проспекта».

Зарубежный турпоток в Петербург вырос почти на 70%
18.04.2024
Большой порт Санкт-Петербург почти восстановил грузооборот
18.04.2024
Социологи выяснили, сколько россиян абсолютно счастливы и почему
18.04.2024
Петербургский авторынок показал за год существенный рост
18.04.2024
Глава Мурманской области, пострадавший от ножа, вернулся на работу
18.04.2024
В Петербурге конструктора гиперзвуковых ракет отправили в колонию за госизмену
18.04.2024
Правительство намерено проверить репродуктивные способности россиян
18.04.2024
Лидер справороссов Петербурга Надежда Тихонова снова пойдет на выборы губернатора
18.04.2024
В Петербурге снижается количество ипотечных сделок
18.04.2024
Авиакомпания "Россия" в полтора раза увеличивает количество рейсов из Пулково в Калининград
18.04.2024
Волонтерскому клубу "Добрый Setl" исполнился год
18.04.2024
В России вырос объем оборота наличных денег
18.04.2024
Коммерческие организации больше не будут принимать экзамены у мигрантов
18.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки