Уехать к океану и открыть бар на берегу. Кто и зачем уезжает на Бали

Саша Алексеева, режиссер, продюсер, предприниматель, сценарист блогеров-миллионников, поделилась с «НП» опытом жизни на Бали и рассказала, почему туда важно ехать предпринимателям.

Бали — это дико популярный остров среди блогеров, фрилансеров, удаленщиков и предпринимателей. Он разный, его районы абсолютно не похожи друг на друга. Например, Чангу — один из самых модных районов острова среди туристов и молодежи. Он очень шумный, с большим количеством ночных клубов и баров. Я путешествую с ребенком, поэтому для себя я выбрала город Убуд в центральной части острова (40 минут на машине до океана), он тихий и спокойный, окружен рисовыми террасами и горными ущельями. В нем много центров духовных практик, йоги, танцев.

Район Семиньяк на побережье более премиальный, чем Чангу, но более тихий, без шумных дискотек, аквапарков и толп туристов. Есть еще район Улувату — излюбленное место серферов со всего мира. Там классно кататься и смотреть на закат, но инфраструктуры для семейного проживания нет.

Жилье на Бали можно найти как за 15 тыс. рублей, так и за 500 тыс. За 100 тыс. рублей в месяц можно снять апартаменты или виллу с трехразовой уборкой в неделю, еженедельным сервисом по стирке, глажке, еще и завтраки будут готовить. То есть за эти деньги можно получить другой уровень комфорта по сравнению с Россией. Моя дочь ходила там в сад, на Бали их очень много: и российские, и европейские. Он расположен на вилле с бассейном и прекрасной территорией. Стоимость сада составляет 50-60 тыс. рублей в месяц.

У меня есть ощущение, что на Бали переезжают романтики, которые 20 лет мечтали уехать жить к океану и открыть бар на берегу. Там много таких людей. Все они потрясающие, с высоким уровнем креативности и открытости. Туда приезжают реализовавшиеся целеустремленные люди из разных стран, умеющие справляться со сложными задачами. При этом все они открыты к общению, и на различных нетворкингах (а их на Бали огромное множество) готовы делится опытом и идеями. Когда мы в один день оказались без денег из-за блокировки карт, то на следующий день там собралась тусовка предпринимателей, удаленщиков, которые моментально накидали множество идей, как выводить деньги и проводить платежи, тут же их протестировали и мы все получили рабочие инструменты.

Бали — это рай для предпринимателей

На Бали большая российская диаспора, очень развита предпринимательская среда. Среди живущих постоянно там россиян один из популярных видов бизнесов — это инвестирование в строительство вилл. Это направление имеет свои особенности. В него низкий порог входа, так как земля не продается, поскольку полностью принадлежит властям, а сдается в долгосрочную аренду. Но и виллы там не строятся надолго, максимальный срок жизни дома — 20 лет, после чего он сносится и возводится новый. Окупаемость вложений — 5-7 лет. Кстати, важная деталь: нанимать на работу можно только индонезийцев. То есть приехать, открыть ресторан и взять на работу русского нельзя. Это карается по закону.

Индонезийцы неторопливые, и это их ментальная особенность. Но при этом они очень гостеприимные, улыбчивые и всегда готовы помочь. Этим они компенсируют свою неторопливость.

Бали очень полезен предпринимателям. Там можно получить классный опыт общения с креативными людьми. Это возможность войти в деловое комьюнити, обменяться опытом с коллегами, найти друзей, новые связи, партнеров.

Например, в Убуде есть большой комплекс «Парк Кью» — проект, построенный немецким предпринимателем, хорошо владеющим русским языком. В этом центре каждый день проходит большое количество мероприятий, конференций, концертов, встреч. Там рождаются новые идеи, проекты, стартапы.

Три проекта, рожденных на Бали

Я провела на Бали несколько месяцев и после возвращения полностью переформатировала свой бизнес, перестроила его на западную аудиторию. Кстати, я очень рада, что 24 февраля я находилась там, потому что из-за спецоперации мой бизнес в России пострадал. И мне, как и многим, пришлось искать новые варианты развития. А благодаря новым знакомствам, которые завязались на острове, я сейчас запускаю три новых проекта в Европе и США. Конечно, если бы не ситуация, в которой все мы оказались из-за событий на Украине, я бы и не смотрела в сторону новых рынков. А так пришлось думать, как спасать бизнес.

Один из проектов — это коллаборации с зарубежными блогерами по NFT. Они будут реализованы в ближайшее время. Причем меня эта тема не интересовала до 24 февраля. Произошедшее ускорило развитие и вынудило искать новые идеи и рынки.

Еще один проект — это онлайн-обучение по выстраиванию системы продаж для русскоговорящих людей, проживающих за рубежом. Везде, где я бываю за границей, хожу на разные нетворкинги, знакомлюсь с предпринимателями и вижу, что их бизнесу не хватает системного подхода, понимания, как его масштабировать. Например, я познакомилась с девушкой из ОАЭ, у нее офигенная сеть салонов красоты. А как дальше увеличивать обороты, она не знает. И эта категория предпринимателей как раз и является моей целевой аудиторией.

Третий проект — это продюсирование американского блогера, с которым я также познакомилась на Бали. Я два месяца изучала аудиторию США и Европы, их способы построения бизнеса и поняла, что им совсем не подходят привычные для России способы коммуникаций. Они мыслят по-другому, иными категориями, используют другие термины, и нельзя просто взять и перевести свой аккаунт на английский язык и начать продавать. На Бали старалась больше коммуницировать с американцами, австралийцами. Это позволило понять их образ мышления. Потом познакомилась с американскими продюсерами, узнала, как они работают с блогерами, выяснила особенности бизнес-процессов при запуске онлайн-курсов. Это было ценно и дало возможность не рисковать своими деньгами. Если бы я переориентировалась без этих знаний на американский рынок, то потеряла бы деньги. Кстати, в Штатах нет такого понятия, как продюсер. У них есть проджект-менеджер, который работает за зарплату, а не как у нас — за 50% от дохода.

Но при этом я поняла (и это было приятное открытие), что российский рынок онлайн-образования ушел далеко вперед по сравнению с США и Европой. Почему? Потому что наше потребительское поведение другое: россияне из-за ограниченного дохода тяжело решаются на покупки, и наши маркетологи всегда ищут новые способы мотивации продаж. Им приходится постоянно что-то придумывать. А у американцев не стоит такой проблемы, поэтому они не качают свою креативную мышцу. То, как это делают у нас, очень круто и на порядок выше.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!