Удали мои печали. Психолог Анна Шерер о том, почему не надо бояться дистанционной работы
Удаленка — страшный сон многих авторитарных руководителей. Что об этом говорит аффективная нейробиология и почему ослабить хватку в сто раз выгоднее, чем продолжать контролировать каждый шаг сотрудников, рассказывает Анна Шерер, специалист по психодинамическому подходу в управлении.
Перевод сотрудников компании на удаленный доступ работы способен свести с ума любого нормального человека, что уж говорить о тех, кто и в повседневной жизни озабочен идеей контроля и дисциплины. Потребность контролировать и, как следствие, авторитарный стиль управления, или попросту диктатура, имеет глубокие психологические корни. Прежде всего, такие руководители убеждены, что люди априори греховны и плохи по своей сути, ими движет обман и ложь, а также желание причинять боль и страдания.
Подобный стиль руководства характерен высокой подозрительностью, недоверием, склонностью к преследованию и созданию разного рода внезапных проверок. В эмоциональном опыте таких людей многочисленные переживания беспомощности, презрения, унижения и отвержения. Стремление к порядку и дисциплине формирует из них весьма удобных сотрудников корпораций, а взбираясь по карьерной лестнице, они становятся сущим кошмаром для коллег, ведь каждый из подчиненных теперь оказывается под колпаком. Колпак имеет многообразие форм: от тюремных надзирателей до карточек отслеживания графика работы и передвижения, а сегодня сюда добавились цифровые технологии и искусственный интеллект. Нейросети становятся невидимым стражем тоталитарных корпораций. К каким последствиям приводит данный стиль управления догадаться несложно, история знает огромное количество подобных примеров: от банкротства выдающихся организаций до развала целых стран.
Подавление инициативы, эмоциональное выгорание и тотальный контроль уже через короткое время приводят к имитации бурной деятельности и прокрастинации. Уходят ценные сотрудники, которые вносят наибольший вклад в развитие организации, а команда превращается в полчище безликих исполнителей. Таким образом, полный порядок, жесткая дисциплина и тотальный контроль становятся прямой дорогой в анналы истории.
Почему история подобных организаций рано или поздно приходит к полному упадку и развалу? Вопреки расхожему мнению, ответ следует искать в аффективной нейробиологии, которая занимается исследованием головного мозга и сопоставлением работы определенных его отделов с поведением человека. Длительное воздействие негативных факторов на человека приводит к дисбалансу нейромедиаторов, что в свою очередь формирует определенные формы поведения, в данном случае дисфункциональные. Так, например, запрет на спонтанность и выражение эмоций, жесткая трудовая дисциплина приводят к снижению уровня дофамина, норадреналина и серотонина, что приводит к падению уровня мотивации, ухудшению разного рода когнитивных функций, например, снижается концентрация внимания, а также формируются состояния тревоги, подавленности и депрессии. Отсутствие обратной положительной связи со стороны руководителя приводит к снижению мотивации и инициативы, что формирует общее состояние беспомощности и апатии.
Верно и обратное: создавая определенную среду в организации, мы можем воздействовать на аффективный уровень головного мозга, тем самым способствуя формированию определенных форм поведения и психических состояний своих сотрудников. Например, понятные и безопасные правила игры способствуют формированию чувства защищенности и предсказуемости, что приводит к повышению уровня продуктивности и вовлеченности. Поощрение к самостоятельности и инициативе, а также отсутствие страха приводит к поиску новых нестандартных решений, что является необходимым условием для формирования конкурентных преимуществ. Положительная обратная связь со стороны вышестоящего сотрудника, конструктивная критика без осуждения способствуют формированию доверия. Доверие в свою очередь является основой для любой созидательной деятельности. Именно доверие в свое время способствовало эволюции человека как вида, сформировав пласт культурного наследия всего человечества, доказав, что доверие и вдохновение являются наиболее эффективными формами управления.
С экономической точки зрения вдохновляющий стиль управления также является наиболее эффективен. Вместо создания искусственных преград, ограничений и уровней контроля, внедрение которых стоят баснословных денег, следует инвестировать в развитие определенной корпоративной культуры, которая будет выполнять функцию эмоциональной поддержки и мотивации. Корпоративная культура, при условии, что она аутентичная, а не выполненная по шаблону приглашенными консультантами, является эмоциональной энергией, которая соединяет всех сотрудников в единый организм. Воздействуя на эмоциональный интеллект, корпоративная культура включает аффективный уровень психического аппарата каждого сотрудника, активируя его мотивацию и поведение. Таким образом, сотрудник сам инициирует свою деятельность и заинтересован в продуктивности, вам остаётся лишь направлять его деятельность и отслеживать результат.