Удаление удаленных. Айтишников-эмигрантов угрожают отлучить от работы
Фото:
На этой неделе в Госдуме министр цифрового развития Максут Шадаев объяснял депутатам, почему не следует запрещать IT-специалистам удаленно работать за рубежом. Но, кажется, пока не убедил. Идея парламентариев, очевидно, состоит в том, чтобы россиянину жилось хорошо исключительно на территории России, а за ее пределами ему должно быть максимально некомфортно.
На последнем правительственном часе в Госдуме глава Министерства цифрового развития Максут Шадаев объяснял депутатам, почему не следует запрещать IT-специалистам, уехавшим из России за рубеж, продолжать работать на свои прежние компании в удаленном режиме. Таких специалистов, сказал Шадаев, насчитывается около 100 тыс., и если запретить им работать, то они просто устроятся в зарубежные компании, а российские сервисы, которые эти специалисты обслуживают, потеряют в темпах развития. Поэтому говорить об этом «преждевременно».
Замечательная идея ввести запрет на удаленку для уехавших из России пришла в голову сенатору Андрею Клишасу. Он, в общем, не стал темнить и так и сказал: нужно, мол, сделать так, чтобы сделать пребывание таких россиян за границей «менее комфортным». Это уже потом сенатор, одумавшись, начал рассуждать то про налоги, то про безопасность.
Ну, то есть просто чтобы жизнь медом не казалась. А то мы тут, понимаешь, терпим натиск НАТО по всем фронтам, живем практически по законам военного времени (особенно сенаторы), а они там французской булкой хрустят, да еще и большие зарплаты получают. Как будто и нет у них никакой спецоперации.
Это нужно еще раз проговорить: целый министр вынужден уговаривать парламентариев, чтобы они не запрещали российским гражданам работать в российских же компаниях, и объяснять им, что это хорошо и полезно, когда люди работают. Потому что депутаты уже вошли в раж и готовы, кажется, просто на всё, лишь бы продемонстрировать Кремлю свой беспредельный патриотизм.
Идея, очевидно, состоит в том, чтобы россиянину жилось хорошо исключительно на территории России, а за ее пределами ему должно быть максимально некомфортно. Тогда, надеются депутаты (да и не только они), люди и потянутся домой, а те, что остались, побоятся уезжать. Судьба эмигранта — жить под мостом и попрошайничать. И если не получается создать специалистам условия здесь, значит нужно усложнить их там. По-простому называется шантаж. Сама мысль о том, что кто-то может находиться в мире чуждых ценностей и при этом не испытывать ни нужды, ни терзаний, невыносима. Ведь это как бы означает, что ценности традиционные не являются жизненно необходимым условием для счастья. Чего, конечно же, быть не может.
Отсюда, кстати, и берет начало тяга к раздвиганию границ. Она обусловлена только желанием осчастливить как можно большее количество людей. Просто без административного подчинения этого нельзя сделать. Счастье ведь должно кем-то распределяться по заслугам из единственного источника. В картине мира патриотических депутатов все очень стройно: сами они к распределителю доступ получили, а за рубежом, в отличие от программистов, никому не нужны.
Граница в такой оптике не просто линия на карте или ограничитель налоговой юрисдикции, а еще и символическая ограда территории, привязывающая к себе жителей и определяющая уровень благ, им полагающихся. В обмен на соблюдение определенного кодекса поведения, разумеется (от которого программисты, собственно, и уехали). Строго материальный традиционный подход предусматривает, что всем, чем обладает государство, включая людей, оно должно обладать буквально и держать всё это в зоне прямой досягаемости, в пределах ограды. Как на ферме, чтобы хозяин вышел на крыльцо и своими глазами видел: вот у него картофельная делянка, вот яблоня, вот сарай. Ничего никуда не делось, слава богу, со вчерашнего дня.
Да и само понятие удаленной работы понимается как что-то подозрительное, впору вводить термин «нетрадиционные рабочие отношения». Работа — это, например, завод, шахта или поле, а там удаленно никто не работает. Ученому же, как известно, лучше всего работается в запертом здании в секретном городе. Усиленное питание подвезут, не сомневайтесь.
Не просто так депутаты только что одобрили еще и законопроект о штрафах за распространение карт, оспаривающих территориальную целостность России, иными словами, без Крыма и новоприсоединенных областей. Покушение на границы даже в рисунке — экстремизм. Их самовольное пересечение — практически предательство. Жизнь за границей — прямой вызов традиции.
Парламентарии, кстати, не сдаются. Максут Шадаев, кажется, не убедил их. Сенатор Клишас заявил, что законопроект о запрете удаленной работы для налоговых нерезидентов России по некоторым специальностям направят в правительство в ближайшее время. А замглавы фракции «Единая Россия» Андрей Исаев уже пообещал, что инициатива станет одной из приоритетных на весенней сессии Думы.