«У нас есть последний шанс переосмыслить города»

К нам в Россию вирус пришел с небольшим опозданием, а потому мы можем посмотреть на мероприятия, инициированные властями крупных европейских и азиатских городов, которые уже приступили к снятию жестких ограничительных антивирусных барьеров и начали заново собирать социально-экономический паззл жизни своих агломераций, в экстренном порядке трансформируя, улучшая жилую среду. Все меры направлены на укрепление иммунитета, возможность социального дистанцирования, устойчивость экономики в период пандемии.

Первое, что сделали европейские столицы, — увеличили пешеходные площади улиц, чтобы избежать скопления людей на тротуарах, перед пешеходными переходами и т.д. Например, губернатор Нью-Йорка Эндрю Куомо призвал рассмотреть вопрос о закрытии улиц для транспортных средств, чтобы максимизировать пешеходные пространства. Часть ограничений в пользу пешеходов на этих улицах, к слову, предлагают оставить на постоянной основе. Одновременно крупнейшие мегаполисы начинают формировать альтернативные пути сообщения внутри города: Париж потратит 300 млн евро на 650 км велосипедных дорожек, спроектированных для post-pandemic жизни. Аналогичную программу перераспределения уличного пространства от автомобилей к велосипедным и пешим прогулкам внедряет и Милан, разгрузивший улицы во время коронавируса на 75%. Согласно плану Strade Aperte в городе будет переориентировано 35 км улиц с расширением пространства для пешеходов и велосипедистов. Так миланцы стимулируют и малый бизнес, повышая проходимость и выручку стрит-ретейла. Лозунг у них прост и эффективен: «Мы хотим вновь открыть экономику, но мы думаем, что мы должны сделать это иначе, чем раньше». Пересматриваются концепции гостеприимства, мы видим новые модули для ресторанов, обновление функций офисных зданий, иные решения для парков, скверов, общедоступного спорта.

Переориентация транспорта — это не только способ снять проблему скопления людей в час-пик, но и следование рекомендации Всемирной организации здравоохранения: в новом техническом руководстве ВОЗ по перемещению во время вспышки Covid-19 прямо говорится, что езда на велосипеде и ходьба полезны как для социального дистанцирования, так и для удовлетворения минимальных требований к ежедневной физической активности.

Но в данном случае мы, конечно, бьем по хвостам. Города всегда будут эпицентрами распространения вирусных инфекций. Это не последний вирус и, возможно, не самый тяжелый. Поэтому сейчас очень важно не упустить время, продумать, как мы можем противостоять кризису такого масштаба, как подготовить, трансформировать экономику и инфраструктуру. Такие риски нужно закладывать в стратегии развития городов и генпланы уже сейчас. Для иллюстрации: в Стратегии социоэкономического развития Петербурга до 2035 года вообще ни слова не сказано о риск-модели вирусной инфекции. Просто не продумали. А Covid-19 взял и одномоментно почти обрушил экономику города.

Мы должны в градостроительных документах закрепить тот факт, что город может быть не только точкой притяжения капитала, но и источником повышенной опасности, и сделать ставку на деурбанизацию, автономность, мультикомплексное развитие территорий, территориальную экономику и развитие локальных альтернативных центров с деловой, коммерческой и социальной инфраструктурой. Эти спутники должны быть малоэтажными, с низкой плотностью застройки, минимальной плотностью людей на квадратный метр и максимальным коэффициентом озеленения: парки, велодорожки, места для занятий спортом. Это не только места для укрепления иммунитета, но и возможность для прогулок, позволяющая соблюдать социальное дистанцирование.

Например, мэрия Москвы гордится тем, что им удалось создать целую сеть многофункциональных общественных пространств, обслуживающих отдельные территории. Каждое из них самодостаточное, обеспечивает полный перечень всех видов досуга и рекреации. Поэтому, когда город начнет ослаблять режим самоизоляции, жители массово не поедут в Парк Горького.

Отдельно стоит сказать про изменение отношения непосредственно к жилой недвижимости. Когда в марте нас всех волевым решением правительство рассадило по домам, многие из нас, встряхнувшись от рутинного сценария «сон-дорога-работа-дорога-сон», вдруг обратили внимание на свое жилье и его ближайшее окружение. Когда человека запирают в его квартире/дворе, он, разумеется, задается вопросом: чем же по факту я владею? Какими характеристиками обладает мой дом? Насколько он безопасен? Какие сервисы дает УК? Есть ли у меня и моих детей возможность вести полноценную жизнь в пределах жилого комплекса? В условиях пандемии прямым ответом на эти вопросы можно считать массовый исход жителей мегаполисов в пригороды: с февраля по апрель были скуплены почти все вакантные предложения загородного жилья в элитном Подмосковье. У нас ситуация схожая: по данным брокеров, спрос на покупку и аренду загородных домов в последний месяц вырос в несколько раз. Когда все вокруг закрыто, выход один: все необходимые для жизни и здоровья вещи должны быть у потребителя на участке/в доме/в квартире. Ну или в границах домовладения, как это сделано, например, в жилых апартаментах в Турции: автономность и многофункциональность, многие комплексы обладают собственной придомовой территорией с набором гостиничных сервисов (бассейном, spa, террасами и патио-садами, коммерческими и образовательными центрами).

Уверена, что жилые проекты вслед за остальной городской «начинкой» будут меняться под новые запросы покупателя. Жилье на макроуровне и квартира на микроуровне будет превращаться в многофункциональный комплекс, «автоматические» и автономные места проживания. Уже сейчас мы видим тренд на сокращение корреспонденции людей до точек активности. Фитнес-центр нужен не в другом районе, а у себя в ЖК, во встроенных помещениях. Растет спрос на жилье с каминами, саунами и spa-зонами. Это новый запрос на блага с оглядкой на безопасность.

Минстрой уже заявил о провале спроса после пандемии на 70%. Бороться за клиента и выигрывать конкуренцию на низком рынке можно будет только вооружившись мультикомплексными, автономными, принципиально новыми форматами жилья, гарантирующими семьям безопасность и устойчивость в кризисной для жизни и здоровья ситуации.


Актуально сегодня