Театры оригинального жанра. Кинопрокат в поиске новых идей
Оборот рынка кинопроката в России по итогам года просядет более, чем в 2 раза. Однако глава Ассоциации владельцев кинотеатров, гендиректор компании «Невафильм» Олег Березин считает, что в данной ситуации всё же есть поводы для оптимизма.
Как мы видим, ситуация на рынке кинотеатров из-за ограничений, связанных с эпидемией, очень сложная. И тем не менее моя позиция по поводу происходящего следующая: «В целом всё будет хорошо, но как-то по-другому, явно не так, как было до коронавируса». В новых условиях нельзя работать по обкатанной схеме, которая не менялась 10 лет.
Обычно все прорывы, в том числе в сфере кинопоказа, связаны с тем, что участники рынка комбинируют уже вроде бы понятные и очевидные вещи, в результате чего появляется новая услуга, интересная зрителю. У Илона Маска вроде бы идеи тоже довольно простые, но он их удачно воплощает. В сегменте киноиндустрии и показов тоже сработает принцип комбинации уже известных решений.
Справка «Нового проспекта»:
По подсчетам информационно-аналитического портала «Бюллетень кинопрокатчика», падение кассы кинотеатров по итогам года может составить от 15 до 29 млрд рублей. По данным Фонда кино, ожидается почти двукратное сокращение объема рынка кинопроката — с 55,5 млрд рублей в 2019 году до 29,1 млрд рублей. Падение может быть и более значительным. С начала года и к началу сентября общие кассовые сборы, по данным Фонда кино, составляли всего 16,7 млрд рублей.
По большому счету, кинотеатрам сейчас сложно, потому что в последние годы все без больших усилий получали доход. Поход в кино у россиян всегда был одним из популярных развлечений. И вдруг всё изменилось в одночасье.
Сейчас для кинопроката сложный период с точки зрения поиска новых идей. Но некоторые идеи уже воплощаются. Например, летом несколько игроков рынка в Петербурге и Москве объявили о создании автокинотеатров, куда зритель приезжает на своей машине и смотрит фильмы под открытым небом; фактически это трансляция фильма на парковке. В частности, с подобным проектом в Петербурге выступили сеть «Мираж Синема» и «Великан Парк». Правда, эти проекты были скорее не про бизнес: инвесторы понимали, что больших денег автокинотеатры не принесут. Тем не менее они хотели напомнить петербуржцам о том, что кино есть и во время эпидемии и ограничений.
Сейчас развивается еще один новый формат — аренда кинозала компанией друзей, коллег. Несколько человек могут арендовать зал в любое удобное им время для частного просмотра и выбрать фильм из текущего репертуара кинотеатра. Такой вариант приемлем для зрителей, которые боятся ходить в общественные места, но готовы общаться с друзьями и знакомыми, которые не болеют ковидом. Насколько я знаю, сейчас такие услуги предоставляют «Гранд Палас» и сеть «Мираж Синема». Подобные приватные просмотры довольно легко организовать в многозальных кинотеатрах. В рамках такой бизнес-модели можно было бы создать приложение, с помощью которого пользователь выбирает зал, фильм и удобное ему время.
Я надеюсь, что в ближайшее время мы сможем увидеть новые сервисы и бизнес-модели, которые владельцы кинотеатров смогут предложить зрителям.
Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ