Светлана Силенина: "Возможно, у нас останутся только российские товары"
Новый проспект
Мнения

Светлана Силенина: "Возможно, у нас останутся только российские товары"

Прочитано: 1908

Рководитель направления «Потребительский рынок» INFOLine Светлана Силенина объяснила, как в рссийской розничной торговле меняется доля импорта и какую роль сегодня играют собственные торговые марки российских сетей.

За последние 10-11 лет доля импорта в объеме продовольственных товаров в рознице составляла всего 24% (в том числе и благодаря продовольственному эмбарго). Для сравнения, в 2010 году эта доля была около 34%. Изменения произошли благодаря существенным инвестициям как с господдержкой, так и без нее: в продовольственный сегмент с 2014 по 2021 год было инвестировано 6 трлн руб., благодаря чему было реализовано 2 тыс. проектов.

У нас много компаний, которые очень активно производили, производят и, я надеюсь, будут производить замечательные продукты. И многие из них, видя, что потребительский рынок внутри страны уже не растет, отправляли свою продукцию на экспорт. Но в 2022 году ситуация ухудшилась. Доля импорта в ресурсах розничной торговли в категории Food увеличилась до 27%.

То же самое произошло и в категории непродовольственных товаров, но там ситуация изначально была не такая радужная: с 2014 по 2021 год в NonFood было инвестировано 1,2 трлн руб. и инициировано порядка 800 проектов. Доля импорта в 2021 году составляла в NonFood 53%, в 2022 году она увеличилась до 57%.

Главных причин две. Во-первых, уход или замораживание активной деятельности производства на территории России крупных компаний и перестройка брендов, которым пришлось ввозить в страну то, что раньше не ввозилось. Во-вторых, медвежью услугу российскому производству оказало укрепление рубля, потому что импорт в какой-то момент стал более выгоден экономически как для сетей, так и для потребителей.

Агрохолдинги начинают и выигрывают

Что касается рейтинга топ-10 производителей питания и напитков, то там ситуация непростая.

На первое место впервые вышла российская компания «Эфко» с выручкой в 2022 году в 280 млрд рублей (без НДС). Она обогнала компанию Pepsico, начавшую показывать негативную динамику своих продаж. Но кроме «Эфко», в топ-10 производителей присутствуют лишь две российские компании — KDV и «Мултон» (которая когда-то была «Колой», а теперь у нее российские собственники). А вот бо́льшая часть остальных участников рейтинга — это либо те, кто заявил, что уйдут с российского рынка, либо, как «Балтика», находятся в состоянии продажи.

И только компания ABInBev/EFES, принадлежащая турецким инвесторам и занимающая в рейтинге 8-е место, чувствует себя стабильно и продолжает спокойно работать на российском рынке.

При этом отмечу, что сегодня всё более устойчивую позицию на полках торговых сетей занимают агрохолдинги, производящие готовую продукцию. Это прежде всего ГК «РусАгро» с выручкой 240,23 млрд рублей без НДС (рост 8%), «Мираторг» — 217 млрд рублей (+15%) и «Черкизово» — 184,3 млрд рублейй (+17%).

Они всё больше инвестируют в переработку, производя более маржинальные продукты. Но если раньше они строили для себя новые предприятия, как правило, перерабатывающие, то сейчас им выгоднее будет купить не только готовые предприятия и оборудование, которые будут продавать уходящие с российского рынка компании, но и бренды.

Так, к примеру, произошло с брендом «Виола», который оставила ушедшая компания Valio, и «Виола» перезапустила бренд, причем очень гармонично — так, что потребитель остался с ними. Компания в 2022 году не только фактически не потеряла в обороте, но даже выпустила 34 новинки. То есть начала развиваться дальше, несмотря на все сложности.

Food: чехарда брендов

Понятно, что мы не можем целиком отказаться от импорта и у нас всегда будут категории, где мы будем импортозависимы — так же, как и любые другие страны. Ведь несмотря на то, что у нас большая страна, мы не можем заменить своими какие-то импортные продукты, потому что у нас другие географические пояса, или, к примеру, то же вино.

Поэтому самую большую пертурбацию на рынке брендов мы получили именно в продуктах питания. Мы все привыкли к определенным маркам. Приходя в магазин, мы видели два напитка двух конкурирующих компаний и брали тот, который любим больше, — напиток с более синей или с более красной этикеткой. Сегодня выбор вырос в разы. В некоторых сетях напитков со вкусом колы насчитывается более 25 SKU (единиц товарного ассортимента).

При этом динамика производства продуктов в 2022 году была очень маленькая — всего 0,4%, а производства напитков — 3,1%. И это ниже, чем мы наблюдали в предыдущие годы.

Стоит отметить, что 95% импорта продуктов питания и напитков приходится на определенные категории. Наиболее зависимыми от импорта категориями являются фрукты, овощи и алкоголь. Всё это ввозится к нам сегодня совершенно не теми логистическими цепочками, к которым мы привыкли, и потребитель мало того, что экономит, он еще и не понимает, что ему покупать.

Кроме того, внутри самих брендов есть непрозрачные переходы. Международные компании не рекламируют у нас свою продукцию, и хотя покупатель, конечно, может прочитать на банке и понять, кто произвел тот или иной продукт, есть компании, которые очень гармонично перешли из одного бренда в другой, поменяв владельца, и покупатель просто не замечает этого.

И стоит учесть еще и то, что на российский рынок вышло огромное количество брендов. Часть из них пришли на замену старых импортных и не рекламируются. Поэтому потребитель их не знает, выбирая на полке попросту то, на что падает взгляд.

Наконец, сегодня активно развивается производство сетями собственных торговых марок — СТМ. В целом по рынку доля собственной продукции уже превышает 10%, а в крупных сетях достигает 40% и более. Так как СТМ является продукцией качественной и выгодной для всех — и для ретейлера, и для производителя, и для потребителя, — ее доля будет только расти.

Одежда и обувь: жизнь за пределами СТМ

Говоря о структуре рынка одежды и обуви, отмечу, что она особенно не меняется. На российское производство у нас и ранее приходилось всего лишь 20% этого товара. Сейчас эта доля выросла до 30%. Но, опять же, у нас закрылось огромное количество торговых сетей и ретейлеров, которые продавали продукцию под своим брендом, и на их места приходят российские компании, о которых многие из нас ранее даже не слышали.

Однако говорить о том, что это является хорошей заменой, как минимум странно. Потому что у нас очень высокая зависимость от импортного сырья — фурнитуры, тканей, ниток и даже швейных машин. Поэтому говорить о том, что у нас в магазинах представлены российские бренды, не очень корректно — отшиваются-то они всё равно, скорее всего, в Китае, на который приходится более 50% импорта в нашей стране.

Но, опять же, если мы посмотрим на долю СТМ в одежде, то в обороте крупнейшей сети детских товаров «Детский мир» она составляет уже более 90%. Их бренды настолько прекрасны в глазах потребителей, что некоторые продавцы на своих площадках на маркетплейсах начали реализовывать продукцию «Детского мира». Насколько я понимаю, это незаконно, потому что ряд брендов ДМ можно найти на маркетплейсах, и к «Детскому миру», у которого есть собственный маркетплейс, это не имеет никакого отношения.

То есть бренд этого ретейлера/производителя становится для потребителя настолько ценным, что он готов его покупать на каких-то сторонних площадках. А это значит, что бренд выходит уже за пределы просто СТМ и становится самостоятельным.

Красота требует жертв

В Beauty-категории — косметике и парфюмерии — у нас всегда была очень высокая зависимость не только от импортных товаров, но и от сырья, упаковки и оборудования. Поэтому производство этих товаров в 2022 году на территории России снизилось. Но и импорт снизился, ведь ушли очень многие знакомые бренды.

Да, у нас есть достаточно крупные российские компании, покупатели товаров которых даже не знают, что это наши бренды. Например, мало кто знает, что Vivienne Sabo не французский, а российский бренд. Правда, делается он под французской маркой, с французской легендой на предприятиях в Италии.

Конечно, у нас есть и компания «Свобода» с производством на территории России.

Однако мы пока всё же очень зависимы от импорта, и в структуре рынка косметики и парфюмерии отечественной продукции всего 32%, а самую высокую долю поставок в Россию — 59% от всей импортной продукции — осуществляет Европейский союз, работать с которым становится всё сложнее.

Впрочем, если мы не можем купить декоративную косметику Maybelline, то у нас есть косметика Beauty Bomb и Stellary. И не все знают, что это СТМ «Магнит Косметик» группы «Магнит». И интересно то, что как раз их официально реализуют на маркетплейсах: «Магнит» активно вкладывает средства в продвижение своих брендов, подключая к этому в том числе и блогеров.

Эти бренды имеют возможность стать прекрасной заменой тем брендам, которые ушли с нашего рынка, их доля будет только расти.

Техника и электрника: произвести и обслужить

Доля импорта в таком крупном сегменте, как «бытовая техника и электроника», выросла. Раньше LG, Samsung и BOSCH имели собственные сборочные производства на территории России. Они их не продали, и некоторые даже работают и пытаются что-то производить, но обороты, конечно, сильно упали. Именно поэтому техника, даже привезенная из-за рубежа по параллельному импорту, не очень привлекает потребителя: ее некому обслуживать.

Зато некоторые российские бренды — такие как Redmond, DEXP, — производят свою продукцию в Китае. Поэтому доля Китая продолжает расти и составляет 62% от всей импортной продукции в структуре рынка БТиЭ. В целом, доля импорта в структуре этого рынка составляет 76%, отечественного производства — 24%.

Впрочем, СТМ и здесь наращивает силу. Несколько лет назад группа «М.Видео — Эльдорадо» начали развивать собственные бренды Novex и Hi, и компания активно наращивает количество SKU под этими брендами, у них растет доля продаж именно этих товаров, и далее они будут свои СТМ только развивать.


Ozon вместо ИКЕА

Мы не рассматривали подробно группу товаров для дома, но понятно, что все потребители испытали грусть от ушедшей с российского рынка знаменитой шведской желто-синей компании. Многие маркетплейсы начали рекламные интеграции «Мы продаем товары от ИКЕА», а «Озон» сделал более качественный шаг — разработал собственную торговую марку Ozon home.

Сделал он это качественно, красиво, причем эти товары до боли похожи на «икеевские». «Озон» их активно продвигает, и через какое-то время, думаю, потребителю будет всё равно, что он не может купить простыни на свою кровать в ИКЕА, потому что такие же качественные простыни он легко купит в «Озоне».

Подводя итог, мы можем сказать, что доля СТМ будет продолжать расти в обоих категориях — и продовольственных, и непродовольственных товаров. И для потребителя сейчас будет важно, кто к нему обратится первым — ретейлер с СТМ, который удовлетворит все потребности, и качественные, и ценовые, или поставщик через ретейлера.

Очень возможно, что в результате у нас действительно будут только российские товары СТМ производителей и ретейлеров, и этого окажется вполне достаточно.

По материалам сессии «InfoLine Retail топ-100: передел рынка 2022-2023 гг.», проходившей в рамках Недели ретейла-2023

торговля торговые сети ретейл уход из России
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.

На Солнце произошел один из мощнейших взрывов десятилетия
06.05.2024
Два сквера у станции «Чернышевская» предстанут в обновленном виде к середине мая
06.05.2024
В Петербурге ожидается рекордное повышение цен на проживание в отелях к 2026 году
06.05.2024
В Петербурге возвели 104 дома на 2,2 тысячи квартир по итогам апреля
06.05.2024
Петербуржцы увидят яркие ретроавтомобили в музее кинопродюсера Толчинского
06.05.2024
Петербург планирует сокращать интервальность тактового движения электричек
06.05.2024
Курс доллара опустился ниже 91 руб. впервые с 12 марта
06.05.2024
Средняя стоимость нового автомобиля в Петербурге в апреле выросла на 3,5%
06.05.2024
Банковские вклады петербуржцев превысили 3,5 трлн рублей
06.05.2024
Деловая активность в сфере услуг РФ показала минимальный рост за 15 месяцев
06.05.2024
Объем ввода в сегменте сервисных офисов Петербурга в 2024 году может стать самым высоким за последние 5 лет
06.05.2024
Геоскан и Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России будут сотрудничать в обучении беспилотным технологиям
06.05.2024
Госдума одобрила запрет иноагентам быть кандидатами на выборах
06.05.2024
На петербургские улицы 7 и 8 мая может выпасть снег
06.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки