Светлана Молчанова: «Тяжелая доля легкой промышленности»
Новый проспект
Мнения

Светлана Молчанова: «Тяжелая доля легкой промышленности»

Прочитано: 655

Директор Союза производителей изделий легкой промышленности Светлана Молчанова рассказала, почему пошив масок и печаток не спас малый и средний бизнес текстильной отрасли, насколько велик риск банкротства «Скорохода» и почему легпрому сейчас очень не хватает китайцев и индусов.

В структуре нашей отрасли сохранился советский подход: в ней около 20 очень разных подотраслей, хотя опыт развития европейского и мирового бизнеса пришел к четкому разделению текстильно-швейной, кожевенно-обувной и меховой отраслей.

В нашей индустрии 70% занимает швейно-текстильная промышленность (из них на текстильную приходится всего 2-3%), 24% — обувная промышленность и 6% — все остальные.

Проблемы, связанные с пандемией, коснулись нас не меньше, чем другие отрасли, но легкая промышленность в сферу поддержки государства не вошла.

Одной из первых начала падать обувная промышленность. Сегодня лишь каждый 13-й человек из 140 млн населения России покупает для себя одну пару российской обуви. Остальная обувь в продаже — от импортных производителей. Чтобы отрасль процветала, нужно продавать каждому жителю своей страны хотя бы 2-3 пары сезонной обуви, а мы не продаем даже одной.

Проблемы отрасли в пандемию усугубились тем, что в 2019 году был дан старт маркировке обуви: все участники отрасли, от производителей и импортеров до оптовых и розничных магазинов, должны были зарегистрироваться на сайте государственной системы «Честный знак» и начать маркировать товары — до 1 марта 2020 года добровольно, потом в обязательном порядке.

В этом году предпринимателей известили об отсрочке маркировки до 1 июня 2021 года, но она коснется только маркировки остатков обуви, приобретенных до 1 июля 2020 года.

Текстильной промышленности в пандемию предложили шить средства индивидуальной защиты (СИЗы): маски, перчатки, комбинезоны и прочее. Но в Москве в этом вопросе сориентировались очень быстро крупные компании, такие как «Газпром». Они предложили импортерам ввести спонсорскую помощь для наших больниц и пансионатов. Сразу же поступило 100 заявок от 19 компаний-импортеров, которые и начали снабжать наши медицинские учреждения масками, одеждой, обувью и всем остальным.

В результате уже в июне наш малый бизнес оказался невостребованным, и даже те станки для пошива одноразовых масок, которые наши предприятия привезли из Китая, сейчас простаивают. Обувная отрасль при этом вообще никак не была задействована, так как у них другие машины, и СИЗы они шить не могли.

В Петербурге из-за ковида очень пострадало крупное текстильное предприятие «Скороход» — единственное, которое выпускало и продолжает выпускать детскую обувь. В 2018 году на нем была проведена модернизация, и руководители и персонал надеялись, что выдержат конкуренцию рынка. Но маркировка их добила. Сейчас для этого комбината очень велика вероятность банкротства.

Отдельные отечественные швейные предприятия в 3 раза поднялись на производстве, потому что к ним с просьбой о пошиве одежды обратился наш fashion-ретейл: коллекции одежды из Италии не привозят, и то, что востребовано, дошивают на наших фабриках.

Но сегодня никто не занимается пошивом новых коллекций: все дошивают то, что осталось. Соответственно, модной и красивой отечественной одежды в ближайшее время Россия не увидит. Справедливости ради стоит сказать, что-то же самое происходит и в Италии, и в других странах мира. Модными и красивыми не будет никто!

Все предприятия легкой промышленности в трудный ковидный период получили субсидии на банковские кредиты, но все они продолжают оставаться закредитованными, как, впрочем, и весь малый и средний бизнес в целом. А он, между прочим, дает 63% налогов в бюджет (для сравнения, нефтегазовая отрасль на которую все молятся, дает лишь 14%).

Сейчас все меры поддержки, которые были в легкой промышленности, заморожены, и в связи с падением спроса у нас большая проблема с реализацией продукции. Мы постоянно ищем рынок сбыта. И сейчас нам очень не хватает китайцев. Раньше, приезжая сюда, они очень активно покупали наши бренды, а сейчас — ни китайцев, ни сбыта.

При этом я каждый день получаю вводные из профильного министерства, которое мониторит цены и просит их не повышать. Мы слушаемся. Но падение в индустрии уже составляет 20-30%. Долго мы в таком режиме не продержимся.

А ведь у нас задействовано много рабочих рук. Сейчас мы ждем возвращения мигрантов, в частности индусов: у многих из них закончились патенты на работу, и они поехали в отпуска. Мы надеемся, что они к нам вернутся, все-таки производства работают.

Поддержать отрасль могло бы изменение системы госзаказов, но для этого нужно полностью менять законодательство. Дело в том, что наше министерство разделило предприятия легкой промышленности на большие и малые корпорации. Теперь у нас 12 больших корпораций, семь из которых вошли в министерство и получают госзаказы, а оставшиеся пять работают на Роскосмос, строительство и прочие структуры, изготавливая текстиль производственного назначения. Догадайтесь, что остается малым фирмам, а ведь их большинство, и они очень нуждаются в поддержке.

По материалам конференции ИА «Росбалт» (15 октября 2021 года включено Минюстом в реестр СМИ — иностранных агентов) «Спасти бизнес: миссия (не)выполнима?»

потребительский рынок легкая промышленность
Читайте также по теме
Как санкции против России повлияли на рынок торговли, почему ретейлерам не стоит делать большую ставку на искусственный интеллект и как не попасть в зависимость от новых технологий, узнал «Новый проспект».
Анастасия Сидорина, директор по работе с клиентами холдинга «Ромир», рассказала, как россияне справляются со стрессом, почему растет потребление деликатесных продуктов и как при этом покупатели оптимизируют свой бюджет.
Основатель и глава группы компаний INFOLine Иван Федяков рассказал об итогах 2023 года в ретейле, показал, как маркетплейсы меняют картину рынка и какой оборот приходится на топ-100 крупнейших торговых сетей России.

В Тбилиси начался митинг против принятия закона об иноагентах
15.04.2024
В Петербурге открылась навигация по рекам и каналам для маломерных судов
15.04.2024
Средне-Невский судостроительный завод готовит к спуску первый экскурсионный катамаран «Соммерс»
15.04.2024
Латвия отгородится от России и Белоруссии бетонным забором и "зубами дракона" за 300 млн евро
15.04.2024
Первые два поезда для ВСМ Москва-Петербург изготовят к весне 2028 года
15.04.2024
Компания "ССУ-5" победила в конкурсе на проектирование «Экопарка» в Приморском районе
15.04.2024
Опрос: более 50% россиян делают благотворительные пожертвования и дают деньги нуждающимся людям
15.04.2024
Животным разрешили летать в самолетах «Аэрофлота» на соседнем кресле с хозяином
15.04.2024
«ИТМО Хайпарк» тестирует новый формат развития легких производств в Петербурге
15.04.2024
Петербургский автодилер «Вагнер» сменил собственника
15.04.2024
Девелопер AAG купил новый участок на территории завода "Красное знамя" в Петербурге
15.04.2024
МТС тестирует в Петербурге новый формат pet-friendly магазинов
15.04.2024
Группа RBI продаст на аукционе в Петербурге коммерческие помещения в двух проектах
15.04.2024
Рейтинг крупнейших в мире производителей смартфонов возглавила корпорация Samsung
15.04.2024
Алле Пугачевой сегодня 75 лет. Она выпустила юбилейную песню
15.04.2024
Завтра в Петербурге стартует сезон летних веранд
15.04.2024
Сотрудник Setl Group сдали почти 60 литров крови для больниц Петербурга
15.04.2024
В Петербурге с начала года 143 компании признаны банкротами. Их стало больше на 70%
15.04.2024
С начала года спрос на апартаменты в Петербурге вырос в два раза
15.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки