Юнис Теймурханлы, владелец и генеральный директор отеля «Гельвеция» (5 звезд):
— ПМЭФ по-прежнему является символом самого горячего высокого сезона в году, так называемого суперсезона. Но с одной большой поправкой: форум достиг своего потолка загрузки с учетом тех астрономических цен, которые на него формировались годами. Рынок их больше не принимает, и на конец мая большое количество гостиниц загружены не более чем на 65–70%.
Поэтому в ближайшие две недели мы будем видеть масштабный выход номеров в открытую продажу и коррекцию цен, особенно в сегменте нелюксовых отелей. Мы это уже начали наблюдать.
Люксовые отели, которых в городе не более десятка, продолжают стоять особняком, поскольку там живут целыми делегациями гости премиального сегмента — топ-менеджмент госкорпораций. Поэтому в этом сегменте — люкс — как были астрономические цены на номера, так они и останутся.
А в отелях второго эшелона, недорогих «пятерках» и «четверках», ситуация тревожная. Рынок не принимает таких высоких цен. Костяк тех гостей, которые годами жили, несмотря ни на какие цены, разваливается, и эти гости стали уходить в апарт-отели, чего никогда раньше не было.
Дело в том, что январские цены на стандартный номер и цены на него же во время ПМЭФ разнятся в 10 раз: 12–15 тыс. рублей в январе и 120–150 тыс. рублей в дни форума. В сутки! Плюс это еще и продается пакетом на трое-четверо суток сразу.
А сегодня понты уходят на второй план, формируется тренд на бережливость, и в этом тренде ради минимизации цены можно пожертвовать своим статусом и даже, возможно, душевным комфортом. Именно поэтому корпоративный сегмент уходит в апарт-отели, что ему вообще не свойственно. И этот тренд ухода «корпоратов» в апарт-отели будет только развиваться.
В целом ситуация на рынке сегодня такая: у пяти-шести ведущих отелей сегмента luxury, где самые высокие цены, уже нет ни одного номера, потому что там живут большие делегации. А дальше рынок начинает падать: такого количества премиального спроса нет, и потенциальные гости уходят в другие средства размещения, например в те же апарт-отели.
Поэтому, скорее всего, в этом году мы увидим переломный тренд медленного снижения цен на период проведения экономического форума, усугубляющийся снижением общего гостевого потока: с 2019 года он упал на 30–40%.
На этом фоне в последние две недели перед экономическим форумом стоит ожидать появление номеров в открытых источниках. Если мы прямо сейчас заглянем в агрегаторы, то уже увидим появившиеся номера, что, конечно, неслыханно: до 2019 года в открытых источниках мы могли видеть исключительно номера в бюджетном сегменте — в совсем недорогих гостиницах, таких как апарты и мини. Сейчас там продаются номера в полноценных качественных отелях.
Это означает, что стабильной ситуация остается лишь в больших гостиницах класса люкс: там, скорее всего, цены будут продолжать расти, и загрузка при этом останется стопроцентной. Но если раньше такая ситуация на рынке была глобальной, абсолютно везде, и форум был продан у всех за 3–4 месяца, а в 2019 году и за полгода, то сейчас это скорее исключение. Чем ниже класс отеля, тем ситуация выглядит плачевнее, и гостиницы будут сейчас корректировать цены в сторону снижения.
Что касается нас, то в «Гельвеции» осталось несколько последних номеров, мы их продадим, и, конечно, ни о каком снижении цен речи быть не может. Хотя такой ситуации у нас раньше никогда не было.