Судоремонтникам оставят добавленную стоимость

10 Февраля 2023

Федеральное правительство подготовило поправки в Налоговый кодекс, которые отменят НДС для судоремонтных заводов. О том, будет ли такая мера полезна для судоремонтной отрасли, «Новому проспекту» рассказал директор ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области» Сергей Смирнов.

В начале февраля федеральное правительство разработало меры поддержки судоремонтной отрасли. Подготовлены поправки в Налоговый кодекс, которые отменят НДС для судоремонтных заводов. Такая льгота будет действовать для предприятий, которые занимаются восстановлением судов в доках и на верфях. При этом обязательно, чтобы заводы, получившие льготу, отправляли на собственное развитие не меньше 20% выручки на протяжении 7 лет. О том, будет ли такая мера полезной для судоремонтной отрасли, «Новому проспекту» рассказал директор ассоциации «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области» Сергей Смирнов.

Если мы обсуждаем тему судоремонта и поддержки этой отрасли, то я бы остановился на гражданском сегменте, поскольку военный судоремонт — это отдельная тема, там своя система лицензирования, отдельные требования к ремонту и так далее.

В зависимости от технического оснащения заводов, их географического расположения или принадлежности к холдингам заводы специализируются на ремонте морских, речных и промысловых судов.

Например, АО «Архангельская РЭБ флота» традиционно ремонтирует суда класса «река — море», причем в основном работы ведутся в зимнее время, чтобы успеть к началу летней навигации. В то время как другие предприятия Архангельской области, например СРЗ «Красная кузница» или БТО АО «Архангельский траловый флот», занимаются ремонтом круглогодично, и сейчас на их услуги по ремонту морских судов большой спрос.

Если говорить об основных проблемах отрасли, то сейчас важно отметить большой дефицит судоремонтных мощностей. Их и раньше было недостаточно, поэтому некоторые судовладельцы отправляли свои суда на ремонт в Европу, Турцию. Например, много судоремонтных заводов в Польше, Латвии, Эстонии, Германии, а также в Норвегии. В этих странах ремонт дешевле, а качество выше, нежели в РФ. При этом судовладельцы могли лавировать, свободно решать, где ремонтировать судна — в России или нет.

Однако после введения санкций против России ремонт в Европе стал невозможен. Соответственно, дефицит мощностей стал более заметен, ведь выбора у судовладельцев нет, что чревато невозможностью своевременно отремонтировать судно.

Одна из основных проблем российского судоремонта заключается в дефиците судоподъемных средств. Важно отметить, что в постсоветский период много доков было продано, списано, новых в последние годы введено в эксплуатацию крайне мало, поэтому на фоне ограничений на предприятиях в РФ существенный спрос на эту услугу. На некоторых заводах в АЗРФ расписание составлено на 1,5-2 года вперед.

При этом задержка ремонта коммерческих судов приводит к тому, что судовладельцы заметно теряют в выручке. Например, несколько суток ожидания ремонта сухогрузов может привести к убыткам в сотни миллионов рублей для судоходных компаний.

Что касается нынешней ситуации, то в ней есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, хорошо, что у российских судоремонтников прибавилось работы. С другой стороны, сейчас сформировался рынок, когда условия диктуют судоремонтники, а не судовладельцы, со всеми вытекающими последствиями. Качество услуг в России оставляет желать лучшего по сравнению с Европой. Повышение качества услуг должно стать одной из приоритетных задач отрасли.

Еще одной проблемой в судоремонте на фоне санкций являются сложности с закупкой ряда сменно-запасных частей, которые ранее поставлялись из-за границы.

Как можно улучшить качество предоставляемых судоремонтными предприятиями услуг? Это большой и сложный вопрос. На мой взгляд, нужно стимулировать развитие здоровой конкуренции среди СРЗ, поддерживать предприятия, нацеленные на технологическое развитие и создание новых мощностей, а также производств комплектующего оборудования. Важно отметить, что сейчас какой-то заметной поддержки со стороны государства именно для судоремонтных предприятий нет. Например, отрасли очень бы пригодились дешевые и длинные кредиты для покупки и модернизации оборудования.

Что касается законопроекта о применении ставки НДС 0%, то основной его задачей является поддержка предприятий, которые занимаются модернизацией своих мощностей. Однако требование направлять на эти цели 20% от стоимости услуг кажется чрезмерным. Применение льготы влечет налоговые риски, связанные с документооборотом, что может отпугнуть большую часть потенциальных получателей льготы. Кроме этого, судоходные компании могут получить отрицательный экономический эффект, размещая заказ на СРЗ, который пользуется такой мерой поддержки, так как приобретение услуг с НДС в размере 0% не позволит судовладельцам применять соответствующие вычеты.


Актуально сегодня