«Стоим насмерть». ЦИК и Смольный душат досрочное голосование в Петербурге
В Музее политической истории Элла Памфилова встретилась с участниками политического процесса, то есть представителями парламентских и непарламентских партий, которые, естественно, наперебой рассказывали ей о возможных источниках скандалов на предстоящих в сентябре выборах губернатора и депутатов муниципальных советов. Наибольший потенциал среди них имеет вероятность возвращения практики досрочного голосования, традиционно дающей почву для масштабных фальсификаций. Оно в Петербурге отменено, но некие заинтересованные лица, как упорно утверждают в кулуарах Мариинского дворца, строят планы по введению «досрочки» заново, так как будто бы других способов добиться уверенной победы не видят.
Публично эти планы у заинтересованных лиц хватает такта пока не выдвигать (только раз, прошлой осенью, спикер ЗакСа и секретарь городского отделения «Единой России» Вячеслав Макаров сказал, что «предложения поступают», и он возвращения досрочного голосования «не исключает»). Но с тем же тактом, без имён Элла Памфилова заявила, что ей известно о «происках и попытках не мытьём, так катаньем» провести поправки о «досрочке» в городские законы. ЦИК выступает резко против.
«Мы стоим насмерть!» — заявила она. — У нас свежо в памяти, что было в 2014 году. Вернуть механизм, который приводил к такому количеству злоупотреблений, просто невозможно».
Кампании последнего избирательного цикла, от муниципальных выборов 2014 года до президентских в марте 2018 года, традиционно оборачивались в Петербурге таким количеством скандалов, что провести выборы в сентябре 2019 года просто спокойно для ЦИК — можно сказать, дело чести.
Проблема в том, что технически ЦИК не может воспрепятствовать депутатам, если они всё же захотят такие поправки принять. Давить комиссия может только на совесть: «Если Законодательное Собрание примет такой закон, оно потеряет очень многое в глазах избирателей», — предупредила Памфилова. Неизвестно, насколько эффективным окажется в итоге такой призыв в борьбе с соображениями грубого материализма. Ведь, потеряв что-то в глазах избирателей, можно зато приобрести гораздо большее в избирательных урнах.
Сторонники идеи досрочного голосования ссылаются на защиту конституционных прав граждан, заметила Памфилова. Но нарушения и подтасовка результатов выборов — это, «если положить на весы», гораздо большее нарушение конституционых прав, считает она. Получалось, что выборы в Петербурге — это главным образом непростой стоящий перед организаторами выбор того, какие именно конституционные права граждан придётся нарушить с меньшими последствиями.
Волновались собравшиеся и по поводу иных предусмотренных законом возможностей удалённого от места жительства избирателей голосования. Например, на загородных участках в садоводствах. Об этом спрашивала секретарь горкома КПРФ Ольга Ходунова.
В принципе любое волеизъявление вне избирательного участка в день голосования уже теоретически даёт возможности для махинаций, так как контролировать его становится сложно.
Но ответ на эти сомнения Эллы Памфиловой и её заместителя Николая Булаева получился уклончивым: загородные избирательные участки (они активно применялись на последних выборах в Москве) в ЦИК, как выяснилось, считают «вчерашним днем» и «неэффективной системой», не оправдавшей себя из-за чрезмерной дороговизны. На смену этому механизму приходят «цифровые участки», то есть универсальные участки, где могут голосовать жители любых регионов. В сентябре в Москве в порядке пилотного проекта будет создано 30 таких участков, и приезжие из Петербурга и других субъектов РФ, где проходят выборы губернаторов или депутатов, смогут отдать там свой голос.
Правда, муниципальных выборов это касаться пока не будет, пояснил «НП» Николай Булаев. Что касается контроля над губернаторскими, то партии, выдвигающие кандидатов, всё равно имеют в избиркомах своих представителей, и предполагается, что не имеет значения, из какого они региона. Для непарламентских партий и самовыдвиженцев состав избиркомов может быть расширен на четыре человека. Наблюдателей самовыдвиженцы из регионов в Москву тоже смогут прислать.
На петербургских выборах губернатора, впрочем, скорее всего, будет только один самовыдвиженец — тот, у которого влиятельных наблюдателей в Москве без всяких избиркомов более чем достаточно.
А участки в садоводствах под Петербургом, по-видимому, всё равно появятся. Хоть это и «вчерашний день», но петербургские единороссы, внося поправки в законы о выборах, говорили, что на них рассчитывают.
В целом участники встречи делились с Эллой Памфиловой многими подозрениями, упирая в основном на то, что многие из фальсификаторов прошлых выборов не ушли, а некоторые, наоборот, получили повышение, и никто пока не гарантировал, что не повторится инцидентов 2014 года. Тогда, к примеру, многие кандидаты просто не могли попасть в избиркомы, чтобы даже сдать документы, так как местоположение комиссий втайне от всех менялось, менялись и часы работы, а если кандидаты и находили комиссию, то нередко обнаруживали там псевдоочередь из крепких молодых людей, которые не позволяли никому пройти внутрь. Поэтому сразу несколько оппозиционеров просили Памфилову и председателя Горизбиркома Виктора Миненко сделать так, чтобы и решения муниципальных избиркомов, и вся информация об их работе размещались на сайте ГИК.
Это, конечно, Памфилова и Миненко им обещали с лёгкостью, но пока не вполне понятно, поможет ли это кандидатам.
Можно разместить всю информацию, но нельзя заставить людей работать. К примеру, уполномоченный по правам человека в Петербурге Александр Шишлов в свою очередь, рассказывая о нарушениях, сообщил, как не раз, зная и место, и время работы ИКМО, приходил, но просто натыкался на закрытые двери.
Элла Памфилова делала вид, что такие нарушения были вызваны не целенаправленной тактикой, а какими-то недоработками. Так, когда Андрей Пивоваров из «Объединенных демократов» пожаловался как раз на «очереди» из подставных кандидатов, каждый из которых проводил в помещении ИКМО по часу, не давая реальным кандидатам возможности войти, председатель ЦИК принялась рассказывать о том, какое подробное обучение проводят сейчас с членами избиркомов, чтобы они работали быстрее и успевали принимать всех желающих, как будто дело было в этом.
Впрочем, на подавляющее большинство жалоб и просьб она реагировала позитивно и обещала как минимум внимательно рассмотреть проблему.
А сегодня Элла Памфилова встретилась с и.о. губернатора Александром Бегловым. Градоначальник в последнее время стал весьма активно проявлять интерес к муниципальным выборам и сделал несколько скандальных заявлений, в том числе назвал «вороньём» иногородних политиков и поручил подчинённым составлять списки и продвигать в депутаты местных жителей. Председателю ЦИК он не рискнул повторить это в лицо: «Мы создадим все условия, чтобы все, кто хочет принять участие в выборах, как муниципальных, так и губернаторских, пусть приезжают и участвуют. А выбор сделают наши жители», — сбавил обороты Александр Беглов.
И.о. губернатора также полностью разделил позицию Эллы Памфиловой по поводу досрочного голосования и заверил, что «словосочетание «грязные выборы» должно остаться в прошлом». Кандидатура Виктора Миненко на посту председателя ГИК — до этого он работал под руководством Беглова в полпредстве, и Памфилова, когда Беглова назначили и.о., выражала сомнение, не возник ли здесь конфликт интересов — видимо, больше не вызывает вопросов у Центризбиркома.
Фото: Геннадий Гуляев/Коммерсантъ