Станут ли зрелища доступнее для публики?

Все мы знаем, как тяжело купить билет на хороший спектакль или на выступление любимого артиста. Наверное, поэтому, найдя в Интернете информацию о нужном спектакле и выступлении, мы, почти не задумываясь, покупаем билеты. Да и в предложении о продаже нас ничего не смущает, пройдя по появившейся ссылке, мы заходим на сайт и видим знакомые интерьеры театра, концертного зала, узнаваемые лица …. И лишь получив от курьера билет, мы видим, что указанная на нем цена отличается от той, которую мы заплатили. В чем же дело?

Оказывается, билеты мы все чаще покупаем на сайтах-двойниках. От высоких цен страдаем мы, потребители. Страдают и театры, концертные залы, поскольку перекупщики возвращают театрам, концертным залам невыкупленные билеты по их полной (номинальной) стоимости, как правило, в день проведения спектакля, а театр, концертный зал уже не имеют возможности продать их своим зрителям. То есть зритель на спектакль не попадает, а театр не получает деньги за билеты, которые он мог бы продать, если бы у него их не выкупили перекупщики.

Так, например, зафиксированы случаи, когда установленная Большим театром максимальная цена на спектакль в размере 12 тысяч рублей возрастала до 150 тыс. рублей при перепродаже указанных билетов перекупщиками.

Сайты двойники есть у большинства самых любимых публикой театров и концертных залов - у Большого театра, Ленкома, Мариинского театра, театра «Современник», МХТ им.Чехова, МХАТ им. Горького, театра на Таганке, Театра наций, Театра имени Вахтангова, Театра Станиславского и Немировича-Данченко, Московской консерватории им. П.И. Чайковского и многих других. При поиске в сети Интернет мы обнаружили, что двойники есть более чем у тридцати театров.

Какие они – театральные сайты-двойники?

Сайтами-двойниками в этой статье мы называем сайты, посвященные одному конкретному театру или иному учреждению культуры. Эти сайты не обязательно копируют контент и оформление официального сайта театра, бывает, что их информационное наполнение (а иногда и сходное доменное имя) просто создают впечатление, что посетитель находится на официальном сайте театра. Часто уже сам факт того, что конкретному театру посвящен весь сайт, а в его домене так или иначе используется название театра, заставляет посетителя полагать, что сайт официальный. Говоря о сайтах-двойниках, мы не подразумеваем сайты аггрегаторов и агентов, на которых можно приобрести билеты в самые разные учреждения.

Еще несколько лет назад можно было довольно легко определить сайты-подделки на глаз – как правило, их оформление сильно уступало официальным порталам, в оригинальный дизайн и архитектуру которых владельцы вкладывали много ресурсов. «Театральные» сайты-двойники сегодня используют и размещают актуальную афишу, схему зала, удобную систему заказа билетов, информацию о театре - в целом они выглядят довольно презентабельно и, как правило, сразу не вызывают подозрений.

Более того, благодаря контекстной рекламе эти сайты могут появляться в первых строчках в результатах поиска, зачастую, выше чем официальные сайты театров, что способствует более частому переходу на них.

Целый ряд сайтов-двойников, к примеру, выполнен буквально «под копирку». Они одинаково структурированы: их отличительной, узнаваемой чертой является то, что на центральной части страницы демонстрируется фотография или видеоряд с интерьерами и внешним видом учреждения культуры, на который накладывается его название шрифтом белого цвета, например: "БИЛЕТЫ В БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 243-й театральный сезон, ОФИЦИАЛЬНЫЕ БИЛЕТЫ". Ниже - афиша на текущий месяц, общая информация о театре. Лишь в самом низу страницы мелким шрифтом будет указание, что сайт принадлежит перекупщикам: «Консьерж-сервис по оказанию услуг по подбору, бронированию и доставке билетов. Не является официальным сайтом театра». К тому же, по данным сервиса whois, администратором многих из этого ряда сайтов выступает одно юридическое лицо.

Некоторые театры и концертные площадки уже начали бороться с такими перекупщиками (Мариинский театр, Михайловский театр, Санкт-Петербургский театр комедии имени Акимова, Крокус Сити Холл). Подробнее о способах справляться с этим явлением читайте ниже в нашем материале.

Формально, заказчик вправе в любое время в одностороннем внесудебном порядке отказаться от получения услуги, что прямо предусмотрено п. 1 ст. 782 ГК РФ. Несмотря на свои специфические особенности, договор об оказании театрально-зрелищных услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг, по которому зрителю за плату осуществляется показ спектакля или предоставление иной услуги. Такой договор подчиняется всем правилам, относящимся к договору возмездного оказания услуг, поэтому театр обязан вернуть стоимость возвращенного билета.

До 2010 года при возврате посетителями билетов театры руководствовались письмом Минкультуры СССР от 19 июля 1989 г. № 2614-06/10-46 «О Порядке возврата театральных билетов», в соответствии с которым лицо, которое приобрело билет, имело право возвратить его не позднее чем за трое суток до дня проведения мероприятия с возмещением 50% стоимости билета. Нельзя не отметить, что данные правила вступали в противоречие с п. 1 ст. 782 ГК РФ, но все же в связи с их отменой проблема, связанная с недобросовестными перекупщиками обострилась. В данный момент государство предпринимает определенные шаги в направлении регулирования сферы продажи билетов.

Как государство решает проблему?

С 1 сентября 2019 года вступают в силу изменения в Основы законодательства Российской Федерации о культуре». На рассмотрении в Государственной Думе находится связанный законопроект –– «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Целью изменений является совершенствование порядка реализации и возврата билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия, а также решение проблем, связанных с незаконной перепродажей билетов по цене выше стоимости услуги, указанной в билете.

Изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2019 года, вводят в данную сферу следующее регулирование:

  • Театры, музыкальные и танцевальные коллективы, концертные организации, концертные залы, цирки и музеи (далее - организации культуры) сами устанавливают цены на свои мероприятия;

  • реализацией билетов могут заниматься только сами организации культуры либо лица, уполномоченные ими на основании договора (далее – уполномоченные лица);

  • уполномоченные лица могут взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг, в том числе за доставку билетов, но их общая стоимость не должна превышать 10% от стоимости билета;

  • В случаях отмены, замены или переноса мероприятий, посетителю возмещается полная стоимость билета самой организацией или уполномоченным лицом;

За нарушение требований к реализации и возврату билетов пока предполагается ввести административную ответственность:

  • На граждан-нарушителей может быть наложен административный штраф в размере 100-300 тыс. рублей, на должностных лиц – от 150-400 тыс. рублей, на индивидуальных предпринимателей – 200-500 тыс. рублей, на юридических лиц – от 700 тыс. до 1 млн рублей.

Работа государства в данном направлении в целом соотносится с Концепцией проекта федерального закона «О культуре», который в марте 2019 года представило на своем сайте Министерство культуры РФ. Цель будущего закона - закрепление правовых механизмов, способствующих созданию в обществе насыщенной культурной, интеллектуальной, духовной среды. Предполагается, что прозрачные правила работы театров и агентов по продаже билетов могут способствовать большему спросу на различные культурно-зрелищные мероприятия.

Что можно сделать уже сейчас?

До вступления в силу изменений в «Основы законодательства о культуре» и принятия законопроекта «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с недобросовестными перекупщиками можно бороться, защищая свои исключительные права, например, на объекты авторского права или средства индивидуализации.

Безусловно, это не решает проблему системно и не защищает от создания перекупщиками новых сайтов на других доменах, однако, такой путь все же может использоваться для цели воздействия на нарушителя и получения некоторой денежной компенсации за понесенные потери.

- Если в доменном имени сайта-двойника используется товарный знак:

Если в доменном имени сайта-двойника используется товарный знак учреждения культуры или сходное с ним обозначение, исковые требования могут быть основаны на ряде статей ГК РФ.

Так, по статье 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, только его правообладателем или с его согласия, в частности путем размещения товарного знака «в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации». В соответствии с п.3 той же статьи никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Следовательно и учреждение культуры, если оно является правообладателем, имеет исключительное право на использование своего товарного знака любым не противоречащим закону способом, в том числе, в Интернете. При этом для защиты очень важно, чтобы товарные знаки театра были зарегистрированы в частности для операций с билетами (покупки, бронирования, распространения).

Так, судебный процесс, инициированный Мариинским театром, против администратора сайта-двойника завершился для театра успешно. Суд запретил администратору использовать в доменном имени mariinsky.com.ru обозначение mariinsky, сходное до степени смешения с товарным знаком Истца при осуществлении деятельности, в отношении которой зарегистрирован товарный знак.

Также удалось выиграть в суде и Михайловскому театру. Суд запретил администратору использовать в доменном имени mikhailovsky.com.ru обозначение mikhailovsky, сходное до степени смешения с товарными знаками и при осуществлении деятельности, в отношении которой зарегистрированы товарные знаки, принадлежащие Михайловскому. В пользу театра также была взыскана компенсация в размере 100 тыс. рублей.

- Если в доменном имени сайта-двойника используется фирменное наименование:

Нельзя, однако, оставить без внимания тот факт, что в рассмотренном выше деле по иску Михайловского театра суд запретил ответчику использование в доменном имени mikhailovsky.com.ru обозначения, сходного с фирменным наименованием истца. Между тем, театр является бюджетным учреждением, то есть некоммерческой организацией, в то время как право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией (п. 4 ст. 54, п.1 ст. 1473 ГК РФ). Следовательно, по общему правилу, в иске некоммерческой организации, основанном только на праве на фирменное наименование, может быть отказано. При формировании правовой позиции некоммерческим организациям важно учитывать разъяснения, содержащиеся в недавно принятом Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – «Постановление Пленума ВС РФ»).

В п. 147 данного Постановления указано: «Наименования некоммерческих организаций не являются средством индивидуализации юридических лиц в смысле положений части четвертой ГК РФ, на них не распространяется правовая охрана, установленная параграфом 1 главы 76 ГК РФ. Вместе с тем право на наименование некоммерческой организации может быть защищено от действий третьих лиц, являющихся актом недобросовестной конкуренции или злоупотреблением правом, на основании положений статьи 10 ГК РФ, Федерального закона «О защите конкуренции», статьи 10.bis Парижской конвенции.

Кроме того, указано, что наименованию некоммерческой организации может быть предоставлена правовая охрана как коммерческому обозначению в случаях, предусмотренных параграфом 4 главы 76 ГК РФ. В соответствии с абз. 2 пункта 177 Постановления Пленума ВС РФ некоммерческие организации могут быть обладателями права на коммерческое обозначение, если они могут осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии с их уставами (пункт 4 статьи 50, пункт 1 статьи 1538 ГК РФ).

Иски коммерческих организаций о защите права на фирменное наименование, незаконно использованное в доменном имени, основываются на положениях п. 1 ст. 1474 ГК РФ, в соответствии с которой юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет".

Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.

АО «КРОКУС ИНТЕРНЭШНЛ» также добилось успеха в споре с администратором доменного имени (к слову, тем же, против которого выступали Михайловский и Мариинский театры). Компания обратилась с требованием запретить ответчику использовать в доменных именах crocus-city-hall.ru/ и crocus-city.com.ru/ принадлежащие истцу фирменные наименования / товарные знаки, а также схожие по степени смешения с ними обозначения. Кроме того, было заявлено требование о выплате денежной компенсации в размере 500 тыс. рублей за каждый из шести товарных знаков истца. Размер компенсации был судом снижен до общей суммы в 500 тыс. рублей.

- Если в доменном имени сайта-двойника используется коммерческое обозначение:

Намного менее на практике распространены иски, в основе которых лежит право на коммерческое обозначение, однако, они вполне могут иметь место в случае если возможности обосновать требование ссылкой на фирменное наименование (особенно это актуально для некоммерческих организаций) или товарный знак нет.

Коммерческое обозначение с одной стороны является самостоятельным средством индивидуализации, исключительное право на которое не зависит от исключительных прав на фирменное наименование и товарный знак, однако, с другой стороны, этот объект имеет свои специфические особенности.

Для того, чтобы привлечь нарушителя к ответственности, истец обязан будет доказать:

  1. Факт наличия у него исключительного права на коммерческое обозначение;

  2. Неправомерность его использования другими лицами.

Важно иметь в виду, что исключительное право на коммерческое обозначение возникает только при наличии ряда условий (наличие индивидуализируемого таким обозначением предприятия, наличие достаточных различительных признаков, использование коммерческого обозначения, известность употребления в пределах определенной территории).

По смыслу статьи 1538 ГК РФ в качестве коммерческих обозначений подлежат охране как словесные, так и изобразительные или комбинированные обозначения.

Согласно пункту 1 статьи 1539 ГК РФ правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет", если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

- Если в доменном имени сайта-нарушителя не использовано ни одно из средств индивидуализации:

Безусловно, бывают случаи, когда найти правовое основание для защиты прав театра или иного учреждения культуры нелегко. Так, например, доменное имя театра может частично использоваться в доменном имени сайта-двойника, что будет способствовать смешению этих сайтов в глазах потребителя.

Однако, доменное имя не является средством индивидуализации, исключительное право на само по себе доменное имя возникнуть не может. Использование в доменном имени сайта-нарушителя обозначения, используемого в доменном имени театра, не может быть основанием для иска в случае если это обозначение не защищается ни как фирменное наименование, ни как товарный знак, ни как коммерческое обозначение.

В такой ситуации имеет смысл проверить, возможно сам дизайн сайта-двойника или текстовый контент, или используемые фотографии содержат в себе нарушение авторских прав театра. Это также может послужить основанием для защиты права и способом борьбы с недобросовестными перекупщиками театральных билетов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня