Способность трудиться через не хочу важнее оценок

Завтра 1 сентября. Родители и дети замерли в тревожном ожидании очередного учебного года. «Новый проспект» поговорил с семейным психологом Владиславой Шалапановой о том, как всей семьёй морально настроиться на учебу и почувствовать праздник, а не стресс.

Для подготовки к школе главное — настрой, причем в первую очередь настрой родителя. Конечно, ранние подъёмы не радуют, особенно на фоне дождей и осенних холодов, а необходимость каждый день проверять у детей уроки (часто со скандалом) плюс к ежедневной работе и бытовым делам способна вогнать в тоску. И всё же помните, что взрослый в семье — это вы, и ваше влияние на собственное чадо огромно.

Как принять ситуацию

Если ваш ребёнок и так не очень рад 1 сентября, дополнительный негатив со стороны родителя способен окончательно убить в нём желание идти в школу. Поэтому постарайтесь принять ситуацию такой как она есть и помочь школьнику настроится на продуктивный и интересный учебный год.

Конечно, есть родители, которые отдают предпочтение частным школам или семейному обучению. Они выбирают тот подход и режим, который им кажется наиболее разумным. Но такие варианты доступны не всем. Если этот вариант не для вас, просто задайте себе вопрос: почему для меня важно, чтобы мой ребёнок ходил в школу? Ещё лучше — напишите. Тут могут быть самые разные варианты от «хочу, чтобы был под присмотром» до «образование необходимо». Когда мы видим в происходящем что-то ценное для себя лично, нам проще это принять.

Такую же практику можно предложить и ребёнку, но нужно быть готовым к тому, что его смыслы и мотивация не будут совпадать с родительскими. Младший школьник вполне может хотеть в школу, потому что на перемене весело играть с ребятами или потому, что можно самому себе покупать булочку в столовой. А старший может быть готов ходить в школу, просто чтобы не заработать себе неприятности.

Делите ответственность

Расспросите ребенка, кого из одноклассников он хотел бы увидеть, какие предметы ему будут интересны в новом учебном году, а какие, возможно, вызывают тревогу и беспокойство. Объясните, что вы готовы помогать и расскажите, в чём именно ребенок может рассчитывать на вас.

Еще одна принципиальная рекомендация: делите ответственность. Часто от мам можно услышать «мы уже пошли в 11 класс и никак не можем определиться с вузом». Надеюсь, что это не ваш вариант! Обязанность учиться всё же отдайте ребёнку, а себе оставьте разумный контроль и помощь.

Уже слышу вопрос: «Как отделить разумный контроль от безумного? Как вообще делегировать полномочия ребенку?»

Поясню. В первом и даже во втором классе родитель может много уделять внимания учёбе ребёнка, особенно если у него есть трудности. И всё же есть вещи, которые школьник может сделать сам. Например, он может отвечать за сбор портфеля и за самостоятельное выполнение домашнего задания по любимому предмету.

Второклашке отдайте ответственность за сборы в школу и запись домашних заданий. Если забыл, не успел, пусть сам разбирается, как узнать заданные уроки. Остался без ручки или тетради? Подскажите, чтобы подошёл к учителю перед уроком и объяснил свою проблему.

Потом отдаём один-два урока для самостоятельного выполнения, проверяем «домашку» уже не постоянно, а эпизодически. И тут важнее факт выполнения задания, а не его правильность. Параллельно учим ребенка обращаться за помощью к старшим (родителю, учителю, репетитору) и четко объяснять, где именно нужна помощь.

Возможен эпизодический контроль над выполнением домашнего задания и в средней, и в старшей школе. В этом случае мама или папа договариваются с ребенком о том, что они наугад будут просить его показать или рассказать домашнее задание по одному из предметов.

К концу начальной школы при правильном распределении ответственности родитель уже может отдать учебу ребенку, помогая лишь с теми предметами, где есть сложности. Помните, что именно в начальной школе и только до подросткового возраста вы можете научить ребенка учиться. В это время ещё можно постараться сделать так, чтобы он принимал школу как необходимую обязанность.

Когда идти к специалисту

Если время идёт, а ребёнок не справляется с учёбой, не выполняет домашние задания и приходит из школы с «пустой головой», возможно, ему нужна помощь специалиста: психолога, логопеда, невролога.

Чтобы понять, когда стоит обращаться за помощью к специалистам, нужно понимать масштаб трудностей. Если ребёнок не может усвоить навыки письма и чтения, то к неврологу или психологу стоит показаться уже в первом классе.

Если школьник как-то справляется, но понимание материала все хуже, а разрыв между тем, что нужно знать, и тем, что он реально знает, всё больше (при этом родитель помогает, но это не меняет ситуацию к лучшему), это тоже признак того, что уже пора идти за помощью.

Я родитель «на троечку»?

Хотелось бы сказать пару слов и про избыточный контроль. Им очень часто грешат родители, которым оценки их ребёнка важнее, чем самому ребенку. Мысль может быть примерно такая: «Если мой ребёнок отличник, то и я прекрасный родитель, а если наоборот, то я и мама (реже — папа) так себе, на троечку». Вот этой связи, мне кажется, в голове у родителей быть не должно.

Всё-таки желательно, чтобы учебные навыки, произвольность (способность делать то, что нужно, а не то, что хочется), ответственное отношение к школе сформировались в младшем возрасте. Иначе будет провал до появления мотивации получения профессии (в возрасте от 14 до 16 лет). Поэтому начальная школа — основа основ.

Стоит, наверное, упомянуть и об очевидных вещах: не загружайте школьника с самого начала учебного года кружками, спортивными секциями. Вводить нагрузку нужно постепенно. Ну и не забываем о важности правильного режима сна и отдыха.


Актуально сегодня