Союз меча и орала. Кремль хочет от крупного бизнеса денег и энтузиазма
XVII съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в Московском международном Доме музыки (ММДМ). Председатель совета директоров ПАО «Северсталь» Алексей Мордашов (второй слева) и президент компании «Норникель» Владимир Потанин (второй справа) во время съезда. Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
Владимир Путин на недавнем съезде РСПП предложил (ну, когда речь идет о президенте, наверное, стоит говорить «велел», но все-таки формально именно предложил) подумать о том, чтобы крупные предприятия России ежегодно публиковали некую новую «нефинансовую отчетность о том, что они сделали для общества».
Я же, говорит президент, знаю, что практически все имеют разные социальные программы. Так вот, мол, выходите-ка к доске и расскажите об этом, чтобы все слышали, не стесняйтесь. «Это пойдет всем на пользу и будет хорошим примером для всех», — дидактически рассудил Путин.
И то сказать, президент у нас с ежегодным отчетом выступает, правительство выступает, а крупный бизнес отмалчивается. Только финансовые какие-то бумажки всё сует, в которых простой народ всё равно ничего не понимает. Пусть тоже участвует в социалистическом соревновании, вступают в «союз меча и орала». Что скажет купечество?
Хотя формально помочь предлагается «беспризорным детям», то есть, в изложении Путина, развитию социальных институтов, речь понятно, о чем идет. Борьба за новый миропорядок требует ресурсов. Основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин на днях изложил арифметику: «путем простых подсчетов», сказал он, только одному «Вагнеру» требуется в месяц на $ 500 млн снарядов (10 тыс. тонн по $ 50 за килограмм боеприпасов), а если добавить «высокоточку, танки, автоматы, противотанковые управляемые ракеты и всякую другую лабуду», то выходит «$ 500 млн с добавочкой, итого миллиард».
Подсчет и правда проще некуда. Ну вот, допустим, миллиард долларов в месяц на всякую лабуду нужен «Вагнеру». Так есть же еще и другие подразделения. А еще разнообразные выплаты военнослужащим. И на восстановление разрушенного влить нужно очень немало. Бюджетники и прочие текущие расходы тоже никуда не исчезли, их только больше стало. Недешевое, в общем, удовольствие.
Инициатива с отчетами о благотворительности появилась не просто так. В январе-феврале российские власти обсуждали с крупным бизнесом возможность некого однократного (ну, это поначалу, видимо, однократного, а там уж как пойдет) добровольного взноса в государственную казну. А то, говорил первый вице-премьер Алексей Белоусов, прошлый год для бизнеса выдался уж очень удачный. Причем предполагалось, что деньги пойдут даже не собственно в бюджет, а в какую-то специальную некоммерческую организацию. В правительстве, не исключено, успели передраться за право поставить во главе ее своего человека.
Власти, уверяя в полной состоятельности государства, в то же время ищут способы пополнения бюджета. Весть о якобы включении в квитанции об оплате ЖКХ в Брянской области платы на содержание ПВО была тут же развенчана как фейк и результат хакерской атаки, но вот планы выпуска особенных «патриотических» облигаций Минфин действительно обсуждал, хотя пока и решил воздержаться.
Предприниматели, правда, почему-то с вице-премьером не согласились в оценке положительного влияния спецоперации и последовавших за ней санкций на бизнес. В РСПП назвали идею попросту нереализуемой в силу ряда причин.
Вот в ответ на это, видимо, и появилось новое предложение Путина. Не хотите платить — допустим. Но стране нужны деньги. И если вы не хотите платить в дисциплинарном порядке и уверяете, что и без того много помогаете, давайте все вместе на это посмотрим и оценим.
Разумеется, в перечне подлежащих отчетности социальных программ не могут не появиться программы, направленные на материальную поддержку спецоперации и ее участников. Этого просто-напросто не поймут в Кремле. Сейчас не то время, чтобы от властей можно было отделаться отчетом о спонсировании конкурсов художественной самодеятельности. Другими словами, новая отчетность — нечто вроде публичного смотра того, кто чем помогает фронту. Выводы наверняка последуют, так что даже те, кто до сих пор отмалчивался (например, чтобы не ссориться с западными партнерами, у кого они еще остались), вынужден будет встать в общий строй.
Не так давно по телеграм-каналам уже пробежало сообщение о том, что Евгений Пригожин якобы договорился с Игорем Сечиным о финансировании «Роснефтью» пригожинских проектов. «Вагнер» или нет — неизвестно, в любом случае деньги в этом случае для «Вагнера» высвободятся, неизвестно также, правда ли это. В отчетности, видимо, через год и посмотрим. Хотя, может быть, отчитываться за эти деньги будет как раз Пригожин.
Тем временем доходы федерального бюджета в первые два месяца 2023 года заметно упали по сравнению с предыдущим годом; то же самое наблюдается и с бюджетом Петербурга. Финансисты клятвенно заверяют, что причин для беспокойства нет никаких, и отрицательная динамика объясняется только изменениями в порядке уплаты налогов. Через полгода, говорят, будет всё в ажуре.
Нет причин им не верить. Однако и робкие призывы к экономии уже раздаются из правительства: вице-премьер Виктория Абрамченко, например, только что посоветовала россиянам воздержаться от покупки джинсов каждый год, а то на их производство много воды-де уходит. «Можно ходить достаточно долго в одних и тех же джинсах или как-то их реанимировать», — сказала Абрамченко.
Совет реанимировать старые джинсы (сама вице-премьер уж точно так и поступает) следует признать полезным и своевременным. В свое время в журнале «Наука и жизнь» существовал целый раздел под названием «Домашнему мастеру», в котором граждане СССР делились друг с другом способами реанимации различных предметов быта и рачительного приспособления старых вещей к новым целям. Из этих советов можно было узнать, что если в дне пластмассового стакана просверлить несколько отверстий и повесить стакан над раковиной, то из него получится удобная малогабаритная сушилка для столовых приборов, а домашние шлепанцы на скорую руку можно непринужденно соорудить из кусков утепленного линолеума, попросту пробив в них отверстия и продев шнурки, а также множество других полезных лайфхаков.
Дойдет ли дело до извлечения из архивов подшивок с мудростью предков, пока точно спрогнозировать нельзя. Пока что будем надеяться, что социальные программы крупного бизнеса помогут.