«Ситуация в ГЧП-проектах с нашим участием сегодня стабильная»
В текущей ситуации, когда государственные расходы на инфраструктуру перераспределяют в пользу решения более насущных проблем, связанных со здравоохранением, особую актуальность приобретает вопрос реализации инфраструктурных проектов по схеме государственно-частного партнерства: государство предоставляет свое имущество, а частный партнер — собственные и заемные средства. Особая роль в этой связке отводится финансовому партнеру — крупному банку, который кредитует частного партнера.
Для банка ГЧП-проекты интересны не менее, чем для государства и инвестора: по своей сути они предполагают иные механизмы структурирования и правового регулирования сделки. Благодаря тому, что в таких проектах помимо инвестора и финансирующей организации участвуют еще и государственные структуры (субъект, концедент, регулятор, профильные министерства и ведомства), участникам открываются другие, недоступные в иных форматах, источники возвратности инвестиций.
Сбербанк уже давно и активно работает на этом рынке на правах финансового партнера, у нас богатый опыт финансирования крупных и средних проектов. По всем действующим ГЧП-проектам с нашим участием мы осуществляем постоянный мониторинг, в настоящее время ситуация в них стабильная. С начала этого года мы видели повышение активности на рынке ГЧП, причем не только со стороны потенциальных инвесторов. Представители исполнительной власти в Северо-Западном регионе проявляют достаточно высокую заинтересованность в реализации проектов с использованием механизмов ГЧП. Созданы рабочие группы при Правительстве. Сбербанк активно включается в эти процессы, мы обсуждаем структуру, этапы реализации, возможные риски и методы их минимизации.
В настоящее время Северо-Западный Банк Сбербанка рассматривает более 15 ГЧП проектов в различных отраслях. Все проекты находятся на различных стадиях рассмотрения. По ряду из них уже подписана кредитно-обеспечительная документация, и даже прошли первые выдачи. Наиболее востребованы сегодня проекты в сфере теплоснабжения и социальных услуг.
В отличие от других финансовых организаций, Сбербанку удалось в значительной степени стандартизировать подход к ГЧП-проектам: в этом нам значительно помогла программа коробочных решений для бизнеса, которая была разработана несколько лет назад и с тех пор прошла хорошую обкатку на практике. Сегодня банк предлагает шесть «коробок» для концессионных проектов со сроком окупаемости 10-15 лет: в сферах образования, теплоснабжения, водоснабжения/водоотведения, платных дорожных переездов, гериатрии и твердых коммунальных отходов. Мы готовы предоставлять кредит до 70% от стоимости проекта под залог акций/долей заемщика и прав требования по концессионному соглашению.
Особый интерес представляют проекты в сфере ЖКХ, так как они имеют в своей основе тарифные модели со всеми присущими им особенностями, такими как экономическая обоснованность тарифа, учет инвестиционной составляющей, собираемость платежей и тому подобное. Сразу отмечу, что коробочные решения Сбербанка ориентированы не только на крупный бизнес и могут быть использованы как для крупных проектов так и для небольших на муниципальном уровне. Важно отметить, что каждое коробочное решение имеет возможность индивидуальной «донастройки» под конкретный проект. Использование коробочного решения позволяет минимизировать затраты инвестора на юридическое сопровождение сделки. Если же говорить о строительной части проекта, то здесь объем анализа и необходимых действий банка на инвестиционной стадии проекта сопоставим с классическим проектным финансированием.