Сибирский ярлык
Фото: Александр Подгорчук / Коммерсантъ
Точнее всех на свежую инициативу отмены ограничений по срокам полномочий для губернаторов отреагировал, конечно, опытный лидер ЛДПР Владимир Жириновский: а я бы, сказал он, вообще отменил выборы и ввел «аналог ярлыка на княжение». Пускай, говорит, президент сам назначает в регионы наместников и определяет им срок: кому пять лет, кому семь, кому все десять. И чтобы в отставку тоже, когда захотел, мог отправить.
В принципе, Жириновский существующую систему и описывает. Губернаторов у нас формально, конечно, не назначают, но исполняющих обязанности-то назначают. А потом делают так, что не победить на выборах они просто не могут. И срок их полномочий тоже в целом зависит от Кремля. Каждого могут убрать в любой момент. Разве что для этого пока что ещё требуются какие-то формальные процедуры.
Сама идея убрать ограничения для губернаторов вполне понятна. Не они, а президент не хочет зависеть от каких-то внешних ограничений. Есть отдельные главы регионов, убирать которых Кремлю не хочется и незачем, а кого-то, как Рамзана Кадырова, и вовсе убрать проблематично. И что, скажете, у Кадырова или Сергея Собянина нет сейчас такого ярлыка?
Здесь интересен выбор терминологии: ярлык на княжение — это ведь атрибут из времен Древней Руси, той самой эпохи, в которую уверенно погружается наш президент: то статью напишет про былинные русско-украинские отношения, то печенегов с половцами поминает, как вчера приходивших. За Малюту Скуратова, опять же, вступился: это ещё, мол, вопрос, убивал ли он митрополита Филиппа. Это, правда, уже позже ярлыков было, но всё равно крен понятен, и Владимир Жириновский это интуитивно чувствует. Где печенеги, там и ярлыки.
Пришла пора уже, в конце концов, отыграться за столетия унижений. Пускай теперь татары едут в Москву за ярлыками на поклон к московскому царю, а не наоборот, и везут щедрые подарки (возможно, кстати, подарки-то Жириновский и имеет в виду в первую очередь). Это здесь теперь Большая Орда. А взамен очистительного костра есть двухнедельный карантин.
Конечно, звучит при ближайшем рассмотрении несколько двусмысленно. Ярлыки, как известно, вожди кочевников раздавали правителям политически покоренных и обложенных данью земель. С другой стороны, а что не так?
Хан мог, к примеру, отправить отряд в помощь одному князю в борьбе против другого, и сейчас Москва вполне практикует отправку ОМОНа в дальние регионы для подавления беспорядков. Ярлык помимо прочего давал князю право и на определенную часть собранной дани, а то, что легально, коррупцией не считается. И интриги за право стать губернатором в наши дни плетутся не хуже, чем 700 лет назад за возможность получить ярлык.
В каком-то смысле Владимир Путин, кажется, уже начал подбираться к идее. Например, он поставил министра обороны Сергея Шойгу руководить вдруг придуманной комиссией «Единой России» по развитию Восточной Сибири. Во время предвыборной кампании Шойгу много и красиво рассуждал о том, как хорошо бы в Сибири построить новые заводы, вокруг них основать новые мегаполисы и заселить их каким-нибудь трудолюбивым народом. Даже про столицу что-то такое намекнул.
Какой теперь статус обретёт Шойгу, еще неясно. Формально глава партийной комиссии вроде бы не бог весть какая должность, но неформально в качестве ближайшего наперсника Путина и фактически второго человека в стране Сергей Шойгу может оказаться главнее всех полпредов и губернаторов и получить зеленый свет для любых своих задумок. Вряд ли, конечно, Путин наподобие римского императора Феодосия I решит разделить государство на восточное и западное, передав восток под управление любимого министра. В таком случае со временем обязательно окажется так, что будет непонятно, к кому же, собственно, из правителей скакать за ярлыком на княжение.
Но никто ведь не знает, что они там вдвоем напридумывали в своей тайге. Даже и звание наместника в Сибири всё равно звучит неплохо, так что раздача ярлыков на княжение не такая уж неправдоподобная история, как может показаться.