Полина Фиофилова, руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU:
— Горизонт планирования на коммерческом рынке сейчас составляет 2 месяца. На данный момент компании, которые заявили о приостановке работы, не расторгали арендные соглашения. Мы видим, что многие оставили для себя возможность вернуться. Об этом прямо заявили, например, Inditex (владеет Zara, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius и др. — Прим. "НП"), а также компании из сферы общепита. Поскольку ситуация острая, то конкретики в этом плане нет ни от кого.
Уже сейчас очевидно, что рынок меняется, и претендентов на пустующие помещения довольно много, но делить шкуру неубитого медведя пока еще рано. Поэтому все реальные операции будут тогда, когда станет понятно, ушла компания или нет.
В кризисных условиях всегда в плюсе остаются "продовольственники". Так, высокий интерес наблюдается к помещениям Prisma. Думаю, что как в ситуации со Spar, самые лакомые места быстро найдут новых арендаторов. Некоторые собственники решили пойти по пути деления большой площади на мелкие, так как считают, что такие небольшие объекты легче будет сдать.
Нынешняя ситуация отразится и на ставках — в сторону снижения. Также встает вопрос индексации и того, как ее фиксировать в договорах. Раньше это был стандартный процент: от 5% до 10% или уровень инфляции. Сейчас уровень инфляции такой, что его сложно оставить в документе.
По поводу западных компаний, которые приостановили свою работу, есть мнение, что даже если они решат остаться, то на них будут давить. Уже сейчас мы видим, что компания Nestlé заявила о прекращении поставок продукции за исключением жизненно необходимых товаров, таких как детское питание. Для отечественного бизнеса такое положение дел будет временем роста, так же как время пандемии.