Школа жизни. Нужно ли бороться с детским обманом и ложью?
Ни один родитель не обрадуется, узнав, что любимые сын или дочка лгут. О том, почему люди врут с пеленок и как на это стоит реагировать мамам и папам, рассказал «Новому проспекту» директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, эксперт по детской одаренности, профессор Александр Савенков.
Чем похожи кандидат, претендующий на ту или иную должность, ученик, пытающийся избежать плохой отметки в школе и плачущий в кроватке младенец? Все они обманывают! Потенциальный сотрудник по всем правилам PR-технологий приукрашивает резюме, школьник выдумывает невероятную историю пропажи домашней работы, малыш манипулирует мамой, зная, что она прибежит на крик. Если все врут, почему родители должны осуждать за это детей?
Младенец тоже может обманывать
Исследования показывают, что даже самые маленькие дети способны на обман — главный прием в манипуляции. Представим себе крошечного младенца, лежащего в кроватке или гуляющего по своему манежу. Мама пытается оставить его на короткое время, но он начинает громко кричать. Мама бросает всё и стремительно возвращается к малышу (может быть, ему больно, а вдруг он замерз, а может быть, ему жарко, да мало ли что может беспокоить ребенка!). Она поправит его одежки, поцелует… и аккуратно вернет в кроватку.
Довольно быстро в результате нескольких подобных операций в его голове сформируется причинно-следственная связь: если закричать что есть сил, то мама будет тут как тут… Перед нами самый простой пример того, как младенец, не умеющий говорить, обманывает маму, манипулируя её поведением.
Когда появляется ложь
Примерно к двум годам у ребенка проявляются первые попытки символического мышления. Его индикатором может служить способность наделять новыми, часто неожиданными свойствами обыденные предметы в играх: плюшевые медведи начинают говорить, машины летают, кровать становится шалашом. Явные признаки попыток лгать у большинства детей появляются примерно в возрасте 3-4 лет. В этом возрасте ребенок способен осознавать, что с помощью лжи можно сделать свою жизнь немного комфортнее. Распознавать ложь других он научится несколько позже.
Почему ребёнок лжет?
Причины лжи детей и взрослых очень похожи. Специалисты выделяют пять причин:
- • произвести на других положительное впечатление или защитить себя от чувства неловкости и неодобрения окружающих;
- • получить преимущество;
- • избежать наказания;
- • помочь другим;
- • сохранить социальные отношения.
Всё это есть и у ребенка, но чаще всего в основе его лжи лежит неуёмное желание верить в то, что ему нравится. Он охотно принимает за действительность ложь, соответствующую своим мечтам, фантазиям и желаниям.
Есть и другие наблюдения: канадские психологи, изучая особенности лжи трех-четырехлетних детей, живущих в Западной Африке, нашли закономерность: дети лгут чаще, если они испытывают страх наказания, подвергаются унижениям или порицаниям.
Как отучить ребенка врать и нужно ли это делать
Детская ложь требует деликатного отношения со стороны взрослых, в умелых руках она может работать как очень результативный инструмент воспитания. Например, можно хвалить ребенка за признание ошибок, тогда в будущем он будет всё чаще делать выбор в пользу правды.
В семье должна быть комфортная для детской психики атмосфера, чтобы ребенок не боялся криков, наказаний. Ложь дошкольникам иногда лучше простить: у детей появляются маленькие секреты, и они могут соврать случайно или ради шутки.
Конечно, не может быть никаких причин для поддержки и стимулирования преднамеренных попыток детского обмана. И, как мы уже определили, дети умеют не только непреднамеренно лгать, безотчетно фантазируя, они часто весьма умело манипулируют сверстниками и даже взрослыми, заставляя их действовать в своих целях.
Борясь с детской ложью и попытками манипуляции, взрослым постоянно следует помнить, что ребенок одновременно живет в мире реальности и вымышленном пространстве своих игр и фантазий. Поэтому детская ложь обычно безобидна и непреднамеренна. А крики и жестокие наказания ведут к снижению креативности у ребенка, несут вред его психике и когнитивным способностям.