Сергей Воронков: "Деловой туризм в Петербурге восстанавливается в 2 раза быстрее, чем в Москве"
ПМЭФ-2022. Фото: Александр Александронок / Росконгресс
Санкт‑Петербург находится на первом месте среди российских городов по количеству деловых мероприятий. Это следует из данных Международной ассоциации конгрессов и конференций. Бизнесу это лидерство на руку: гости в рабочих поездках тратят в 3-4 раза больше, чем обычные туристы. Генеральный директор ООО «ЭФ-Интернэшнл» (управляет «Экспофорумом»), президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков рассказал, как выставки и форумы способствуют развитию территорий
Влияние делового туризма на развитие территорий сегодня недооценено. Обычный познавательный туризм все-таки потребляет уже существующий продукт: маршруты, культурные объекты и достопримечательности. А деловой туризм формирует эти новые маршруты, достопримечательности и самое главное — компетенции территории.
Процесс развития региона, создания новых компетенций и направлений территориального маркетинга начинается с запуска соответствующего тематического события. Это подтверждает передовой международный опыт. Один из последних примеров — Объединенные Арабские Эмираты, которые, принимая экономическую программу Vision 2030, начали ее с запуска инвестиционного форума «Давос в пустыне».
Участники конгрессно-выставочных мероприятий самой разной направленности (экономических, научных, политических, социальных, молодежных), приезжая куда-то, приносят с собой свои связи и компетенции. И под них проектируются новые маршруты, мероприятия, встречи.
Не буду брать в качестве примера классику жанра — Петербургский международный экономический форум, а приведу лучше другие крупные мероприятия: Петербургский международный газовый форум и судостроительную выставку «Нева». В ходе проведения каждого из них мы сформировали до 20 новых туристических маршрутов.
А форум «Российский промышленник»? Во время его проведения было создано восемь новых маршрутов на промышленные предприятия. Это показывает, как деловые события влияют на развитие туризма и региона. Туда начинают стягиваться бизнес, инвесторы, посетители, знания, что в конце концов продвигает саму территорию в нужных сферах.
В связи с этим мы выступаем за синергию сферы туризма с конгрессно-выставочной индустрией. Тематика мероприятий может быть разной, но деловой туризм выступает интеграционным фактором, позволяющим загрузить индустрию гостеприимства в низкий сезон, получить больше денег.
Символично, что сама идея создания форума Travel Hub и использование этого термина в отношении Санкт-Петербурга возникла в результате проведения в городе саммита UNWTO (Всемирная туристская организация. — Прим. «НП»). Это была наша совместная идея с комитетом по туризму. И мы очень гордимся, что Российский союз выставок и ярмарок и «Экспофорум» являются амбассадорами Санкт-Петербурга, его визитной карточкой. Наша задача — сделать город центром компетенций развития MICE-индустрии (сфера делового туризма, связанная с организацией и проведением корпоративных мероприятий. — Прим. «НП»).
Скоординированная политика бизнеса, общественности и правительства Санкт-Петербурга в этой сфере уже приносит свои плоды. В городе не было закрыто ни одного мероприятия, выдаются субсидии и кредиты в конгрессно-выставочной сфере, введены льготные налоги на имущество и землю, которые позволили профильным площадкам выжить в непростое время.
В итоге Петербург на протяжении нескольких лет занимает первое место в России по официально зарегистрированным конгрессам, впервые в истории опережая Москву. Кроме того, темпы восстановления делового туризма в городе вдвое выше, чем в столице и стране в целом. У нашего города очень хорошие перспективы и дальше восстанавливаться и расти быстрее всей отрасли, как это подобает культурной, туристической, научной и промышленной столице.
По мотивам выступления на пленарном заседании петербургского международного туристского форума Travel Hub-2022