Сергей Шуляк: "Сокращается потребление лекарств в упаковках, и это хорошо"

По подсчетам аналитической компании DSM Group, за прошлый год емкость фармацевтического рынка в России составила 2,6 трлн рублей. Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк пояснил, за счет чего растет этот бизнес.

В целом в прошлом году фармацевтический рынок вырос на 13%, причем по объему прироста коммерческий рынок и госсектор поменялись местами. Коммерческий сегмент вырос на 15%, а государственный слегка просел, чего ранее не наблюдалось. Связано это с изменением структуры закупок. В частности, сократился объем закупок средств для лечения ковида и его осложнений.

Что касается продаж в натуральном выражении, то тут мы видим уже ставший долгосрочным тренд на снижение потребления лекарственных средств в количестве упаковок. Причем как аналитик я не считаю эту тенденцию негативной. Важно понимать структуру рынка и сравнить ее с тем, что было 10-15 лет назад. Тогда в основном покупали активированный уголь, анальгин и цитрамон — это сотни миллионов упаковок. Но сменяются поколения, меняется структура потребления. Население переключается на более эффективные и дорогие лекарственные препараты, и в натуральном выражении продажи растут.

Если рассматривать импорт, то считается, что санкции не касаются поставок лекарств. Однако по факту зарубежные препараты всё равно поставляются чаще всего через третьи страны. В целом же импорт в прошлом году вырос на 15%, в том числе увеличился ввоз субстанций. Что дальше будет с импортом, сейчас сказать сложно. Возможно, сейчас будет падение, а затем мы увидим резкий рост.

Что касается отечественного производства, то фармацевтическая промышленность — одна из немногих отраслей, которые в прошлом году показали рост. По фарме он составил 8,6%, согласно данным Росстата, причем даже с учетом небольшого падения объемов производства в конце года на фоне снижения спроса.

Мы видим изменение потребления на фармацевтическом рынке в сторону локальных производителей. Пока существенных изменений не произошло, мы видим только начало движения в эту сторону. Тем не менее эта тенденция будет нарастать, потому что мы видим отсутствие рекламы со стороны иностранных производителей: они прекратили продвигать свою продукцию на российском рынке, что, несомненно, приведет к изменениям его структуры, к которым уже готовы российские компании. Большинство из них уже активно наращивают объемы производства: за последние 3 года он увеличился на 550 млрд рублей. Такие результаты нам дал, по сути, ковид. Стоит отметить, что лекарства от коронавируса, закупленные давно, так и будут лежать у кого-то в аптечках, а в госучреждениях — на складах, и этот фактор стоит учитывать, оценивая перспективы рынка.

Собственно, уже в первом квартале 2023 года мы видим падение фармрынка на 12% — не такое катастрофическое, как ожидалось. В том числе розница упала на 18% (причем меньше всего просел сегмент БАД), госпитальный сегмент — на 2%. Этот дисбаланс привел к тому, что доля госсектора выросла до рекордных 42%.

Тем не менее аптечный сегмент остается одним из наиболее привлекательных розничных рынков в российском пространстве. Количество работающих аптек в первом квартале составило 71,7 тыс. точек. И предпосылки для роста на рынке есть, но корректно сравнивать 2023 год не с непонятной базой 2022 года. Если мы посмотрим на первый квартал 2021 и 2023 года, то увидим, что рост в текущем году составил 14,5%. То есть рынок развивается и растет в рублях. При этом тренд на его падение в количестве упаковок продолжится. Так, в первом квартале 2023 года сокращение рынка в упаковках по сравнению с аналогичным периодом 2021 года составило 8%.

Что касается точек роста, то одной из них, конечно, станет e-commerce. Сейчас мы видим, что потребитель чаще идет в онлайн, надеясь найти дорогостоящие лекарства по более низким, чем в офлайне, ценам. И в итоге средний чек в аптеках составляет 400 рублей, а в онлайн-продажах — 700 рублей. При этом мы видим сокращение доли аптечных маркетплейсов и увеличение доли сайтов аптечных сетей.

Другой фактор роста заключается в том, что, несмотря на то что мы стараемся вести здоровый образ жизни, число впервые выявленных заболеваний в России растет, за прошлый год этот показатель составил 14 млн диагнозов. Соответственно, это обстоятельство будет влиять на потребление лекарств.

В целом давать прогнозы — дело неблагодарное. Однако уже можно сказать, что рост фармацевтического рынка в 2023 году, по предварительным данным, может составить от 4% до 8%. Это небольшой рост, но отрасль тем не менее остается привлекательной для инвестиций.

Актуально сегодня