Сергей Козлов: «Гостиницы не самолеты. «Невозвратный тариф» для них не действует»
Новый проспект
Мнения

Сергей Козлов: «Гостиницы не самолеты. «Невозвратный тариф» для них не действует»

Прочитано: 3133
Сергей Козлов: «Гостиницы не самолеты. «Невозвратный тариф» для них не действует»

Адвокат московской коллегии адвокатов «Юлова и партнеры» Сергей Козлов рассказал «Новому проспекту», почему спор между отелем и гостем по применению «невозвратного тарифа» лучше не доводить до суда и какими нормами законодательства эта тема регулируется.

В российском законодательстве отсутствует понятие «невозвратный тариф», но оно получило широкое распространение благодаря сайтам-агрегаторам, которые обычно находятся за границей и подчиняются законам государств своей «прописки». В предложениях этих сайтов низкая стоимость проживания в отелях обозначена как «невозвратный тариф». Это понятие пришло в гостиничный бизнес из сферы авиаперевозок (в Воздушном кодексе РФ тоже есть понятие авиабилетов, которые оформляют по «невозвратному тарифу»), но действующие

Правила предоставления гостиничных услуг в России устанавливают лишь гарантированное и негарантированное бронирование номеров, которое является составной частью услуги отеля. Если человек несвоевременно отказывается от бронирования, опаздывает или вовсе не приезжает, с него удерживают только часть от стоимости забронированного номера (не больше платы за одни сутки). Именно эта плата и является, если так можно выразиться, «невозвратным тарифом».

Стоит помнить, что правила зарубежных сайтов-агрегаторов о «невозвратном тарифе» в российских гостиницах неприменимы: для этого нет законных оснований. Но если гостиница забронирована за пределами России, спор будет решаться в соответствии с законодательством той страны, где расположен отель.

Отели придумывают схемы

Почему тема «невозвратного тарифа» так популярна в России, даже находясь вне закона? Для путешественников это вопрос цены — чем дешевле, тем лучше, а для гостиниц это возможность сотрудничать с сайтами-агрегаторами и тем самым снижать риск простоя номеров в высокий сезон.

В случае отказа путешественника от бронирования в низкий или средний сезоны гостиница не несет больших убытков, так как в это время количество свободных номеров выше, чем спрос на них. А в высокий сезон, особенно на популярных направлениях, весь номерной фонд может быть раскуплен задолго до начала такого сезона. Именно в таких случаях при отказе от бронирования дорогой номер может подвиснуть. Чтобы минимизировать потери, гостиницы разрабатывают схемы удержания с путешественника максимально возможной суммы.

Первый, самый распространенный способ — списание денежных средств с банковской карты путешественника в момент бронирования номера в полном объеме, за весь период проживания, либо «заморозка» денежных средств в соответствующем размере.

Второй способ также основан на предварительной оплате гостиницы. Но расчеты с путешественником проводятся через «экзотические» системы, которые находятся за рубежом. Поэтому споры с ними не подлежат рассмотрению на территории России.

Третий способ — позиционирование бронирования как самостоятельной услуги, равной стоимости проживания. Путешественнику предлагают оплатить не проживание в отеле, а услугу по бронированию номера. Если он воспользуется номером, стоимость бронирования ему зачтут за проживание в соотношении 1:1, а в случае отмены бронирования или незаселения гостиница сообщит путешественнику, что оплаченная услуга бронирования исполнена в полном объеме согласно договору, следовательно, оснований для возврата денег нет.

Иногда отели при получении от путешественника заявления о возврате денег предлагают рассмотреть вопрос о переносе даты проживания на любое другое удобное время (при наличии свободных мест) или предлагают дисконтные карты и существенные скидки при следующем бронировании.

Не доводи до предела

По закону все заявления о применении «невозвратного тарифа» и все вытекающие из этого схемы оплаты гостиницы направлены исключительно на поддержание дисциплины у путешественника — заезда в срок или своевременной отмены бронирования. Желание отеля во что бы то ни стало удержать с гостя деньги под видом «невозвратного тарифа» может перевести спор в судебную плоскость. Такие взаимоотношения регулируются законом «О защите прав потребителей», и путешественник как истец вправе по своему усмотрению выбрать суд, который будет рассматривать его исковое заявление. В подобной ситуации путешественники, как правило, выбирают суд по месту жительства.

Сложность рассмотрения такого рода споров для гостиниц связана с необходимостью документально подтвердить факт понесенных расходов и / или простоя номера. С дополнительными финансовыми рисками гостиница может столкнуться и при вынесении судебного акта. Если суд установит, что гостиница нарушила закон «О защите прав потребителей», с нее в пользу путешественника дополнительно к «невозвратному тарифу» взыщут многочисленные штрафы и неустойки. Так что все споры о несвоевременной отмене бронирования или отказе путешественника приезжать лучше решать в досудебном порядке.

Термин без кавычек

Практика применения «невозвратного тарифа» получила широкое распространение в мире, особенно в странах с высоким туристическим потоком.

«Невозвратный тариф» — безусловное благо для гостиниц, поскольку, с одной стороны, он дает возможность предложить более низкую цену, что является конкурентным преимуществом, а с другой, гарантирует получение дохода даже в случае отмены бронирования. Иными словами, «невозвратный тариф» позволяет гостинице заработать даже при простое номера, что особенно важно в высокий сезон.

С точки зрения путешественника, «невозвратный тариф» — это прежде всего экономия на проживании, однако она компенсируется невозможностью отказаться от заселения и вернуть уплаченные средства. Но популярность сайтов-агрегаторов, а точнее предложенная ими тарифная политика, показывает, что «невозвратные тарифы» действительно востребованы. Путешественники готовы брать на себя соответствующие риски!

Легализация в отечественном законодательстве такого понятия, как «невозвратный тариф», благоприятно скажется на стоимости проживания, но введение «невозвратного тарифа» должно соблюдать баланс интересов сторон (в настоящее время приоритеты сильно смещены в сторону путешественника). Должны быть четко установлены правила применения данного тарифа и условия, при которых путешественник сможет от него отказаться.

Принятые Правила предоставления гостиничных услуг действуют до 2026 года. Возможно, новые правила будут содержать положения о «невозвратном тарифе», и в дальнейшем термин перестанут употреблять в кавычках.

Справка «Нового проспекта»:

Сергей Козлов окончил юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова в 1991 году (специализация «Гражданский процесс»). Он является автором более 120 научно-практических работ по юридической тематике в ведущих российских экономико-правовых изданиях, имеет большой опыт успешного ведения судебных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах всех инстанций, в том числе ВАС РФ, ВС РФ, а также в Конституционном суде РФ.

туризм гостиницы
Читайте также по теме
Гостиничный рынок набирает обороты: по показателям загрузки и выручки он возвращается к результатам доковидного 2019 года. Но гость-24 отличается от гостя-19. Как именно изменились постояльцы отелей и чего они ждут от современных гостиниц, разбирался «Новый проспект».
Президент Российского союза выставок и ярмарок, генеральный директор ООО «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков рассказал о том, какую роль конгрессно-выставочная отрасль играет в перестройке экономики России, о форуме «Российский промышленник — 2024» и о динамике импортозамещения.
Владелец и генеральный директор отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы рассказал, почему он сегодня стремится занять сегмент люкс на гостиничном рынке Петербурга, как в этом помогает персонализация гостя и какие проблемы создает оторванность России от глобальной системы бронирования.

Торговая сеть «Лента» может оказаться банкротом из-за долгов за услуги ЖКХ
19.04.2024
Плохая погода стала причиной переноса общегородского субботника в Петербурге на 27 апреля
19.04.2024
С начала года вторичное жилье в Петербурге подешевело почти на 9%
19.04.2024
Следователи пришли с обыском домой к журналистке "Фонтанки" и "Ротонды" Ксении Клочковой
19.04.2024
США заблокировали принятие Палестины в состав ООН
19.04.2024
Доля иностранных брендов в моллах Петербурга с начала СВО сократилась до 37%
19.04.2024
Зарубежный турпоток в Петербург вырос почти на 70%
18.04.2024
Большой порт Санкт-Петербург почти восстановил грузооборот
18.04.2024
Социологи выяснили, сколько россиян абсолютно счастливы и почему
18.04.2024
Петербургский авторынок показал за год существенный рост
18.04.2024
Глава Мурманской области, пострадавший от ножа, вернулся на работу
18.04.2024
В Петербурге конструктора гиперзвуковых ракет отправили в колонию за госизмену
18.04.2024
Правительство намерено проверить репродуктивные способности россиян
18.04.2024
Лидер справороссов Петербурга Надежда Тихонова снова пойдет на выборы губернатора
18.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки