Сергей Козлов: «Гостиницы не самолеты. «Невозвратный тариф» для них не действует»
Новый проспект
Мнения

Сергей Козлов: «Гостиницы не самолеты. «Невозвратный тариф» для них не действует»

Прочитано: 1902
Сергей Козлов: «Гостиницы не самолеты. «Невозвратный тариф» для них не действует»

Адвокат московской коллегии адвокатов «Юлова и партнеры» Сергей Козлов рассказал «Новому проспекту», почему спор между отелем и гостем по применению «невозвратного тарифа» лучше не доводить до суда и какими нормами законодательства эта тема регулируется.

В российском законодательстве отсутствует понятие «невозвратный тариф», но оно получило широкое распространение благодаря сайтам-агрегаторам, которые обычно находятся за границей и подчиняются законам государств своей «прописки». В предложениях этих сайтов низкая стоимость проживания в отелях обозначена как «невозвратный тариф». Это понятие пришло в гостиничный бизнес из сферы авиаперевозок (в Воздушном кодексе РФ тоже есть понятие авиабилетов, которые оформляют по «невозвратному тарифу»), но действующие

Правила предоставления гостиничных услуг в России устанавливают лишь гарантированное и негарантированное бронирование номеров, которое является составной частью услуги отеля. Если человек несвоевременно отказывается от бронирования, опаздывает или вовсе не приезжает, с него удерживают только часть от стоимости забронированного номера (не больше платы за одни сутки). Именно эта плата и является, если так можно выразиться, «невозвратным тарифом».

Стоит помнить, что правила зарубежных сайтов-агрегаторов о «невозвратном тарифе» в российских гостиницах неприменимы: для этого нет законных оснований. Но если гостиница забронирована за пределами России, спор будет решаться в соответствии с законодательством той страны, где расположен отель.

Отели придумывают схемы

Почему тема «невозвратного тарифа» так популярна в России, даже находясь вне закона? Для путешественников это вопрос цены — чем дешевле, тем лучше, а для гостиниц это возможность сотрудничать с сайтами-агрегаторами и тем самым снижать риск простоя номеров в высокий сезон.

В случае отказа путешественника от бронирования в низкий или средний сезоны гостиница не несет больших убытков, так как в это время количество свободных номеров выше, чем спрос на них. А в высокий сезон, особенно на популярных направлениях, весь номерной фонд может быть раскуплен задолго до начала такого сезона. Именно в таких случаях при отказе от бронирования дорогой номер может подвиснуть. Чтобы минимизировать потери, гостиницы разрабатывают схемы удержания с путешественника максимально возможной суммы.

Первый, самый распространенный способ — списание денежных средств с банковской карты путешественника в момент бронирования номера в полном объеме, за весь период проживания, либо «заморозка» денежных средств в соответствующем размере.

Второй способ также основан на предварительной оплате гостиницы. Но расчеты с путешественником проводятся через «экзотические» системы, которые находятся за рубежом. Поэтому споры с ними не подлежат рассмотрению на территории России.

Третий способ — позиционирование бронирования как самостоятельной услуги, равной стоимости проживания. Путешественнику предлагают оплатить не проживание в отеле, а услугу по бронированию номера. Если он воспользуется номером, стоимость бронирования ему зачтут за проживание в соотношении 1:1, а в случае отмены бронирования или незаселения гостиница сообщит путешественнику, что оплаченная услуга бронирования исполнена в полном объеме согласно договору, следовательно, оснований для возврата денег нет.

Иногда отели при получении от путешественника заявления о возврате денег предлагают рассмотреть вопрос о переносе даты проживания на любое другое удобное время (при наличии свободных мест) или предлагают дисконтные карты и существенные скидки при следующем бронировании.

Не доводи до предела

По закону все заявления о применении «невозвратного тарифа» и все вытекающие из этого схемы оплаты гостиницы направлены исключительно на поддержание дисциплины у путешественника — заезда в срок или своевременной отмены бронирования. Желание отеля во что бы то ни стало удержать с гостя деньги под видом «невозвратного тарифа» может перевести спор в судебную плоскость. Такие взаимоотношения регулируются законом «О защите прав потребителей», и путешественник как истец вправе по своему усмотрению выбрать суд, который будет рассматривать его исковое заявление. В подобной ситуации путешественники, как правило, выбирают суд по месту жительства.

Сложность рассмотрения такого рода споров для гостиниц связана с необходимостью документально подтвердить факт понесенных расходов и / или простоя номера. С дополнительными финансовыми рисками гостиница может столкнуться и при вынесении судебного акта. Если суд установит, что гостиница нарушила закон «О защите прав потребителей», с нее в пользу путешественника дополнительно к «невозвратному тарифу» взыщут многочисленные штрафы и неустойки. Так что все споры о несвоевременной отмене бронирования или отказе путешественника приезжать лучше решать в досудебном порядке.

Термин без кавычек

Практика применения «невозвратного тарифа» получила широкое распространение в мире, особенно в странах с высоким туристическим потоком.

«Невозвратный тариф» — безусловное благо для гостиниц, поскольку, с одной стороны, он дает возможность предложить более низкую цену, что является конкурентным преимуществом, а с другой, гарантирует получение дохода даже в случае отмены бронирования. Иными словами, «невозвратный тариф» позволяет гостинице заработать даже при простое номера, что особенно важно в высокий сезон.

С точки зрения путешественника, «невозвратный тариф» — это прежде всего экономия на проживании, однако она компенсируется невозможностью отказаться от заселения и вернуть уплаченные средства. Но популярность сайтов-агрегаторов, а точнее предложенная ими тарифная политика, показывает, что «невозвратные тарифы» действительно востребованы. Путешественники готовы брать на себя соответствующие риски!

Легализация в отечественном законодательстве такого понятия, как «невозвратный тариф», благоприятно скажется на стоимости проживания, но введение «невозвратного тарифа» должно соблюдать баланс интересов сторон (в настоящее время приоритеты сильно смещены в сторону путешественника). Должны быть четко установлены правила применения данного тарифа и условия, при которых путешественник сможет от него отказаться.

Принятые Правила предоставления гостиничных услуг действуют до 2026 года. Возможно, новые правила будут содержать положения о «невозвратном тарифе», и в дальнейшем термин перестанут употреблять в кавычках.

Справка «Нового проспекта»:

Сергей Козлов окончил юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова в 1991 году (специализация «Гражданский процесс»). Он является автором более 120 научно-практических работ по юридической тематике в ведущих российских экономико-правовых изданиях, имеет большой опыт успешного ведения судебных дел в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах всех инстанций, в том числе ВАС РФ, ВС РФ, а также в Конституционном суде РФ.

туризм гостиницы
Читайте также по теме
Президент Международного эногастрономического центра, председатель комитета по гастрономическому туризму Российского союза туриндустрии Леонид Гелибтерман рассказал "Новому проспекту", чем важна гастродипломатия и чего не хватает Петербургу для развития гастрономического туризма.
Динамика бронирований в первые месяцы этого года более стабильна, чем год назад. Интерес гостей к гендерным праздникам сохраняется, но на 8 Марта в отелях Петербурга оказалось меньше броней, чем на 23 Февраля. Почему это так и что делают отельеры, чтобы привлечь гостей, узнал "Новый проспект".
Президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) России Игорь Бухаров обозначил ключевые проблемы современного туристического бизнеса, объяснил, почему важно для региона гостеприимство на уровне местных жителей и почему под лежачий камень не течет коньяк.

Опрос: 48% россиян заводят друзей на работе
26.03.2023
Украина потребовала созвать заседание Совбеза ООН из-за размещения ядерного оружия России в Белоруссии
26.03.2023
Цены на долгосрочную аренду жилья в России продолжают падение
26.03.2023
Песков назвал переговоры Путина и Си "неожиданно затянувшимся мероприятием"
26.03.2023
Русский музей в Петребурге возглавит замминистра культуры РФ Алла Манилова
26.03.2023
"Стоило нырнуть глубже". Вдова "Горшка" раскритиковала образ мужа в сериале "Король и Шут"
26.03.2023
Опрос: переводчики больше всего боятся, что роботы лишат их работы в ближайшее время
26.03.2023
Аэропорт "Пулково" сегодня перешел на весенне-летнюю навигацию
26.03.2023
Путешественник Федор Конюхов побил мировой рекорд дальности полета на воздушном шаре
26.03.2023
Росстат зафиксировал рекордный рост продолжительности жизни в России с 1990-х годов
26.03.2023
На 102-м году жизни умер актер Николай Дупак, который сыграл в "Бумбараше" и еще 60-ти советских фильмах
26.03.2023
Деревья Петербурга защитят от строек специальными щитами высотой до двух метров
26.03.2023
Российские диабетики остались без важного лекарства
26.03.2023
"Татнефть" стала собственником шинного завода в Ленобласти ушедшей из России финской компании Nokian Tyres
26.03.2023
На немецком курорте Баден-Бадене из-за отсутствия туристов из России закрылись почти все отели и кафе
26.03.2023
Путин: "Мы не создаем с Китаем никакого военного союза"
26.03.2023
Умер чемпион мира по фристайлу Павел Кротов. Ему было всего 30 лет
26.03.2023
Российское тактическое ядерное оружие будет размещено в Белоруссии
26.03.2023
Twitter подешевел в два раза с момента покупки компании миллиардером Илоном Маском
26.03.2023
Кремль поддержал идею Медведева распространять пиратские копии западного контента
26.03.2023
Россиянка выиграла чемпионат мира по боксу в весовой категории до 70 кг
26.03.2023
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки