Сергей Корнеев: «Туризм в Петербурге высоко взлетел и больно рухнул»
Председатель комитета по развитию туризма Смольного Сергей Корнеев объяснил, почему Петербургу сложно возместить потери от международного туризма внутренними программами, и озвучил задачи отрасли на ближайший год.
Треть стран на замке
Всемирная туристская организация ООН (UNWTO) на этой неделе огласила первые итоги мирового туризма текущего года. Число международных турпоездок в январе 2021 года сократилось на 87% по сравнению с благополучным январем-2020.
Больше всего — на 96% — сократился туризм в Азиатско-Тихоокеанском регионе: там по-прежнему самые жесткие ограничения. На 85% провис международный туристский поток в Европе и Африке, на 84% — на Ближнем Востоке, на 79% — в Америке. К началу февраля в мире были полностью закрыты 32% стран.
Эксперты UNWTO дают прогнозы дальнейшего развития событий — позитивный и негативный. По позитивному сценарию восстановление туризма и начало международных путешествий придутся на июль. В этом случае международные турпоездки по итогам года увеличатся на 65% по сравнению с историческим минимумом 2020 года, но будут на 55% ниже, чем в 2019 году.
Пессимистичный сценарий предполагает начало восстановления в сентябре, что приведет к росту числа поездок на 30% по сравнению с прошлым годом. Однако падение по сравнению с 2019-м в этом случае составит 67%.
Это, безусловно, негативные новости для международного туризма и не самые хорошие для Петербурга. Ведь он как ни один другой город России зависит от международного туристского потока. Многие крупные иностранные и российские туроператоры отмечают, что Петербург является самым универсальным туристическим продуктом России. А далее идут различные комбинации: «Санкт-Петербург + Москва», «Санкт-Петербург + Псков + Новгород» и так далее.
Минус миллиард путешествующих
По данным UNWTO, за прошлый год мировой туризм потерял 1 млрд путешествующих, которые должны были пересечь границы, но никуда не поехали. Это 74% от общего количества туристов.
Фактически столько же туристов — около 70% — потерял Санкт-Петербург. Это говорит об интегрированности нашего города в международные туристские потоки: потери мирового туризма и потери города в процентном соотношении сопоставимы.
Петербург от международной ситуации зависит больше, чем другие города России. Из 10 млн туристов, которые побывали в нашем городе в 2019 году, более половины составляли иностранцы. Это те потери, которые нам будет сложно возместить: кто выше поднялся, тому больнее падать.
Но есть во всем происходящем и доля оптимизма: пандемия всё же не бесконечна. Вакцинация идет, разные страны по-разному, но движутся к открытию границ, и Россия восстанавливает международное сообщение. Сейчас небольшие группы из Дубая, стран Персидского залива, Индии — из тех стран, с которыми у нас существует транспортное сообщение, — начинают осторожно появляться в Петербурге и Москве. Пусть их пока очень немного, но это хороший признак.
То, что Россия первой создала вакцину против коронавируса, укрепило нашу репутацию, в том числе и среди международных туристов, которые еще долго будут думать об эпидемиологической безопасности.
Все осознали значение туризма
Нынешний дефицит туристов — это отложенный спрос, который мы должны формировать уже сегодня.
В течение прошлого года мы проводили активные международные информационные кампании: участвовали во всех международных выставках, которые проходили онлайн, инициировали собственные мероприятия, проводили презентации города и прочее.
Люди, конечно, сидели по домам в условиях локдауна, но желание куда-то поехать у них никуда не делось и, напротив, возросло. Нашей целью было направить это желание на Петербург. Поэтому первый этап информационной кампании мы проводили с телеканалом «Евроньюс», и на всех 12 языках вещания получили рекордное количество позитивных отзывов зрителей. Этот отложенный спрос должен сработать.
Глубина продаж турпутевок сейчас сильно сократилась. Если немецкие туристы раньше планировали свой отпуск за год, британские тоже, то сейчас они так далеко не заглядывают, но желание куда-нибудь поехать у них осталось. Будем готовиться к их возвращению. То же самое делают сейчас все основные туристские центры мира во всех азиатских и европейских странах.
Для меня было показательным решение Венеции о карнавале, который должен был состояться в феврале этого года. Карнавал офлайн они проводить не стали, но и не отменили — организовали его онлайн. Это выглядело несколько абсурдно, но они это сделали, чтобы сохранить бренд и отложенный спрос. Чтобы те традиции, которые приводят в Венецию тысячи людей, сработали в следующий раз.
То же самое делаем и мы, зная, что конкуренция за отложенный спрос будет невероятная! Мы это видим по международному рынку. Все, как и мы, поняли роль и значение туризма в жизни своих стран и хотят получить туристов.
Россия безопаснее других стран
Возместить внутренним туризмом потери от иссякнувшего международного потока фактически невозможно.
Во-первых, Россия — это не весь мир. Да, наша страна активно путешествующая, но заместить россиянами всех туристов (а к нам приезжали от Индии, Кореи, Китая, Японии до Европы и Северной Америки) вряд ли возможно.
У разных категорий туристов разные предпочтения: индусам нужно одно, китайцам — другое, японцам — третье, европейцам — четвертое и так далее. Наши туроператоры и наши гостиницы научились прекрасно с этим работать, и каждый нашел свою нишу в этом глобальном распределении спроса.
Хорошая новость в том, что Россия безопаснее для внутренних туристов, чем другие страны. Люди готовы путешествовать по своей стране. Уже третий этап кешбэка демонстрирует очень хорошие результаты: менее чем за 2 недели туристы купили путевки по всей стране на 4 млрд рублей.
Кешбэк нам помог отыграть прошлый год на внутреннем туристском рынке, сохранив работоспособность отрасли. И гостиницы не закрывались, и турфирмы, уходя на удаленку, продолжали работать.
Нам не повезло дважды: первая волна пандемии началась перед высоким сезоном, вторая пришлась на Новый год. Надеемся, что дальше будет лучше.
Сейчас перед нами остро стоят задачи всесезонного туризма и повторных посещений. «Опять хочу в Париж», «опять хочу в Санкт-Петербург» — эти желания должны стать равнозначными. Сегодня погулять с детьми в парке, завтра приехать на конференцию, потом привезти родителей в музей — это то, что мы называем новой туристской географией. Важно уловить те моменты, которые могут привести туриста в Петербург не на один день, а на несколько, не один раз и в разные времена года.
Эксперты UNWTO дают прогноз восстановления экономики туризма в течение 4-6 лет. Мы надеемся пройти этот период быстрее. Хотя многое, конечно, будет зависеть от международной ситуации с коронавирусом.
По материалам конференции «Туризм: возрождение-2021»