Сергей Данильченко: "Дорогим гостиницам будет нелегко восстановить допандемийные показатели"
Сергей Данильченко, управляющий партнер компании Hotel Advisors, рассказал, как за 8 месяцев 2022 года изменились главные показатели гостиничного рынка: средняя цена за номер, загрузка и доход на номер. Рынок восстанавливается, но процесс идёт нелегко.
Наши данные основаны на показателях примерно 150 гостиниц с обширным номерным фондом — почти на 15 тыс. номеров. Согласно этим данным, все операционные показатели этих отелей за 8 месяцев 2022 года вышли в плюс по отношению к аналогичному периоду 2021 года: ADR (average daily room rate — средний тариф продажи номера. — Прим. «НП») увеличился на 6,6%; загрузка — на 12,4%; RevPAR (revenue per available room per day — выручка на доступный для продажи номер. — Прим. «НП») — на 17,1%. Тем не менее успокаиваться пока рано.
Средняя цена за номер
Конечно, в каждом из сегментов есть свои особенности. Традиционно к летним месяцам средняя цена за номер растет у всех сегментов отелей. А вот изначально динамика ADR по отношению к прошлому году была негативна: фактически все отели в первую половину года провалились по цене, но в июле-августе ситуацию удалось выправить.
Лучше всего в данном отношении чувствовали себя трехзвездочные отели: изменение среднего тарифа у них составило +10,8% к прошлому году. У четырехзвездочных — +9,2%, и, так или иначе, «пятерки» также оказались в небольшом плюсе — +3,4%. По состоянию на 22 сентября рынок в текущем месяце по показателю ADR также находился чуть выше значений прошлого года.
Загрузка гостиниц
Загрузка тоже показывала положительную динамику после пандемии. Если сравнивать с показателями прошлого года, то в этом году она выросла на 12,4%. При этом самым провальным оказался период с февраля по май: заполняемость отелей в эти месяцы в 2022 году была в среднем ниже, чем в 2021-м. Но +12,4% — это показатель за 8 месяцев, и сформирован он в основном приростом в летний период.
А в отношении разных категорий отелей цифры заполняемости разнятся. Мы вновь видим, что с точки зрения изменения загрузки по отношению к прошлому году хуже всех себя ощущают пятизвездочные отели: их заполняемость гостями превысила аналогичные показатели 2021 года только в июле и августе (сентябрь пока не закончился), а все остальные месяцы года эти отели ощущали провал, и в целом их загрузка упала почти на 10%, в отличие от отелей других категорий. Так, четырехзвездочные гостиницы нарастили загрузку на 11,8%. А лучше всех с января ощущали себя опять-таки отели «три звезды»: даже традиционные месяцы низкого сезона они прошли более стабильно, и их загрузка в целом выросла на 17,1%.
В текущих реалиях, в сентябре, рынок находится плюс-минус на показателях, приближенных к прошлому году: его загрузка составляет около 60%.
Доход на номер
Наконец, RevPAR — выручка на доступный для продажи номер — в целом составила +17,1% по отношению к прошлому году. Безусловно, этот результат корректируется июлем и августом, потому что в мае и июне мы наблюдали падение: RevPAR рынка в эти месяцы ушел в минус по отношению к аналогичному периоду-2021. Таким образом, гостиничная поговорка «лето год кормит» работает и в самые тяжелые времена.
Но самое главное для нас — доход на номер по отношению к допандемийным годам. И здесь всё пока не так радужно: по этому показателю рынок недотягивает ни до 2019-го, ни до 2018 года, упав на 20,4% и 9,2% соответственно. И, как мы понимаем, до достижения рынком этих показателей еще очень и очень далеко.
Итак, как мы видим, в текущем году сегмент «три звезды» чувствует себя наиболее комфортно, стремясь к своим допандемийным показателям быстрее всех: изменение RevPAR за январь-август 2022 года в сравнении с январем-августом-2021 составило у трехзвездочных отелей +25,1%. Скорее всего, это связано с тем, что гости (состав которых с уходом иностранных туристов претерпел кардинальные изменения) стали предпочитать более доступные гостиницы.
У «четверок» изменение RevPAR составило +21,7%, что тоже неплохо, а вот «пятеркам» приходится сложнее всего: их доход на номер снизился на 6,6%.
Фактически такие же показатели мы наблюдаем и в настоящий период: у отелей 3-4 звезды они такие же или чуть выше, чем в аналогичный период прошлого года, а у «пятерок» ниже.
Кроме того: мы видим, что рынок еще на 20% недотягивает до показателей 2019 года, а показатели расходов по разным статьям уже выросли в среднем на 20-25%. При этом у топовых отелей они, скорее всего, еще выше. Гостиничному рынку будет сложно подняться!
По материалам заседания Делового клуба отельеров, организованного Федерацией рестораторов и отельеров