Сергей Ануфриев: «Советовать людям прививаться от ковида на данном этапе неэтично»
Глава Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев рассказал «Новому проспекту», правильно ли сейчас проводить массовую вакцинацию от ковида и какими могут быть последствия этой акции.
В России с 18 января официально началась объявленная президентом РФ Владимиром Путиным массовая вакцинация граждан вакциной «Спутник V». Однако опросы показывают, что большинство россиян пока не уверены в том, что им нужно делать прививку. Так, по данным опроса компании SuperJob, в начале января однозначно о готовности привиться заявляли только 16% опрошенных.
По данным Центра им. Гамалеи, который разработал вакцину, эффективность «Спутника V» составила 91,4% после 21 дня с момента получения добровольцами первого компонента и 95% спустя 21 день после второго укола. Глава Центра им. Гамалеи Александр Гинцбург предположил, что, возможно, «Спутник V» будет защищать человека от коронавируса в течение 2 лет.
Однако проблема в том, что в настоящее время фактически идет третья фаза клинических исследований вакцины, хотя традиционная практика массового применения лекарственных средств реализуется после завершения всех этапов клинических испытаний.
Массовая вакцинация «Спутником» сейчас вызывает вопросы у экспертов из других стран. Так, Бразильское Национальное агентство по санитарному надзору (Anvisa) отклонило запрос на одобрение использования российской вакцины от коронавируса «Спутник V» в экстренных случаях.
О взгляде врача на проводимую сейчас вакцинацию «Новому проспекту» рассказал основатель Петербургского медицинского форума, к.м.н. Сергей Ануфриев:
— Сейчас многие коллеги и друзья спрашивают меня о вакцинации от ковида. Могу отметить, что и в профессиональной медицинской среде, и в СМИ сейчас так много панических призывов под лозунгом «вакцинация или смерть от ковида» и личных эмоциональных мнений, наполненных страхом и откровенной рекламой, что факты и медицинская этика в этой шумихе просто потерялись.
Насаждается концепция утилитаризма в медицине, когда акцент делается не на наших действиях и их согласованности с научными, этическими, медицинскими нормами, а на последствии этих действий. То есть мы имеем вот такие высказывания: «Да, результатов третьей фазы клинических испытаний еще нет, но мы же видим, что пока никто не умер от вакцины, а антитела появились, и пандемия остановится».
Но применение подобной логики в медицине чревато проблемами: многие последствия (например, процент осложнений) не очевидны для нас в тот момент, когда мы готовимся совершить массовую вакцинацию людей препаратом, не прошедшим полные клинические испытания.
Кроме того, многие эксперты и врачи озвучивают свое личное интуитивное понимание, что правильно и предпочтительно. Соответственно, звучат подобные призывы: «Лучше всех немедленно вакцинировать, чем все заболеют ковидом». Но без достоверных фактов принимать такое важное решение лишь на основе субъективных предпочтений большинства, сделанных от страха или непрофессионализма, — опасная стратегия в медицине.
Наконец, утилитаристы готовы пойти на пренебрежение правами отдельных граждан ради пользы бóльшего числа людей. «Не привился вакциной — не получишь льготный проезд в транспорте».
Что мы в результате имеем на примере вакцины «Спутник V»? Де-юре третья фаза ее испытания (а де-факто — пострегистрационные испытания) завершится только 1 мая 2021 года. Однако до этого момента врач, рекомендующий вакцинацию «Спутником V», сам не знает и не может предоставить пациенту полную и точную информацию об эффективности, безопасности и иммуногенности вакцины. Опираться на данные первой и второй фазы клинических исследований, которые включали лишь 76 человек, мне кажется слишком легкомысленным. Для сравнения: первая и вторая фаза клинических исследований вакцины Pfizer включала 476 человек.
Рекомендовать пациенту вакцинацию лишь на основании пресс-релиза производителя по промежуточным данным третьей фазы мне лично кажется нарушением медицинской этики. Основополагающий принцип «не навреди» нарушается.
Если же рассматривать уже осуществляемую массовую прививочную кампанию, то, безусловно, людям нужно говорить, что это именно клинические испытания со всеми вытекающими обследованиями и рисками. А они многочисленны.