Сергей Ануфриев: «Клиенты медицинских центров могут стать их инвесторами»
Рынок цифровых финансовых активов (ЦФА)в России в течение ближайших 3 лет, по прогнозу экспертов рейтингового агентства АКРА, может достичь 500 млрд рублей. Российский бизнес уже осуществил около 350 выпусков ЦФА на сумму в 60 млрд рублей. Больше половины активов будут в обращении более года. Директор Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев рассказал «Новому проспекту», есть ли перспективы использовать ЦФА в сфере здравоохранения.
Текущий экономический кризис незначительно затронул сегмент частного здравоохранения в России и в Петербурге. Крупные сетевые клиники сохранили позиции на рынке, они продолжают работать и развиваться. Но перспективы отрасли сложно назвать радужными, поскольку очевидно, что рынок частной медицины будет сжиматься, а конкуренция в этой сфере — усиливаться.
Маржа у медицинских компаний в последние годы падает, а банковские кредиты стали слишком дорогими из-за выросшей ставки ЦБ. А ведь именно кредиты остаются для частных клиник основным источником денег для развития. В этой ситуации многие клиники оказались в сложном положении. Они вынуждены сворачивать бизнес, закрывать низкомаржинальные направления и медцентры в регионах.
Выходом для игроков рынка в сложившейся ситуации мог бы стать выпуск так называемых цифровых облигаций (ЦФА) для потребителей медицинских услуг. Речь не о выходе на биржу (что само по себе довольно дорого), а о продаже бумаг лояльным пациентам клиник.
ЦФА — это, по сути, цифровая оболочка, в которую можно запаковать разные активы. Это цифровые аналоги всем известных финансовых инструментов: акций, облигаций, займов и прочих активов. Они представляют собой цифровые права или сертификаты (токены) с определенной стоимостью. Работают они на основе блокчейна или другой децентрализованной сети и хранятся в информационной системе.
Выпуск, учет и обращение ЦФА быстрее и проще, чем размещение ценных бумаг на бирже, что позволяет эмитентам экономить и увеличивать доходность для инвесторов. В ЦФА могут инвестировать и юридические, и физические лица.
Размещение ЦФА происходит следующим образом: компания публикует решение об их выпуске, где прописаны условия выпуска и обращения бумаг. Физическое или юридическое лицо подает заявку на покупку, и стоимость ЦФА удерживается с расчетного счета заявителя. Если условия выпуска выполнены, в дату выпуска ЦФА поступают в кошелек инвестора.
Эксперты отмечают, что ЦФА можно держать до даты погашения и получать доход от прироста стоимости актива или процентов. Также можно круглосуточно торговать ЦФА на вторичном рынке, если такая возможность указана в решении о выпуске.
Выпускать ЦФА вполне могут и медицинские компании. Особенно интересным этот инструмент, на мой взгляд, будет для среднего и малого бизнеса, которого много в сегменте коммерческой медицины. Но пока таких примеров я не знаю.
Новый инструмент позволит сделать пациентов фактически инвесторами клиники. Уникальное сочетание в цифровом активе инструмента привлечения денег для клиники и удерживания пациентов, а также привлечения новых клиентов даст возможность не только получать дополнительный финансовый доход, но и реализовывать персональную программу лояльности со скидками и элементами ДМС.