С орденом Почета, со шлейфом позора. Из петербургского горизбиркома опять выставили председателя
В Петербурге — новый эпизод сериала «Плохой председатель горизбиркома». Виктор Миненко, занимавший эту должность с лета 2018 года, под давлением ЦИК написал заявление об отставке; его сменит глава Курортного района Наталья Чечина, которую раньше уже подозревали в причастности к махинациям на выборах.
В XXI веке без скандала покинул кресло председателя горизбиркома только Александр Гнетов, руководивший комиссией в 2003–2012 годах. До него Александра Гарусова сняли после проверок Контрольно-счетной палаты (а по сути за близость к тогдашнему губернатору Владимиру Яковлеву — надвигались выборы Валентины Матвиенко). После со скандалами уходить пришлось Алексею Пучнину, которого, кстати, тоже атаковали, в том числе проверками КСП, потом — Виктору Панкевичу, а теперь и Виктору Миненко.
На отставке троих последних настояла председатель Центризбиркома Элла Памфилова, хотя, как считается, Пучнина свалил все-таки спикер Законодательного собрания и лидер петербургских единороссов Вячеслав Макаров, которые не поделили право контролировать муниципальные выборы 2014 года; отдельно недовольство Пучниным выражала и депутат Госдумы (ныне — ЗакСа) Оксана Дмитриева, старая знакомая Памфиловой. Виктор Панкевич пришел в ГИК тоже из глав районов, он возглавлял Красногвардейский. Его очередь настала довольно быстро: Элла Памфилова осталась недовольна тем, как Панкевич организовал в Петербурге выборы Госдумы и ЗакСа (тогда-то Оксана Дмитриева и уступила думский мандат, и Памфиловой, несмотря на все старания, так и не удалось добиться пересмотра результатов), а затем и президентские. «Как председатель он оказался никакой», — такими словами глава ЦИК проводила Панкевича в отставку.
С Виктором Миненко начиналось вроде бы всё бодро: «Тут нужен
человек сильный, знающий, принципиальный, никем не ангажированный», — радовалась при его назначении Элла Памфилова. Миненко взяли из полпредства, где он занимал загадочную должность федерального инспектора по Петербургу. Поскольку незадолго до этого полпредством руководил Александр Беглов, только что ставший и.о. губернатора, казалось, что он твердой рукой ставит на важный пост своего человека, и в тандеме эти два товарища наконец как-то победят Вячеслава Макарова и сделают так, чтобы из Петербурга перестал раздаваться неутихающий вопль о массовых нарушениях на выборах.
Не сложилось: муниципальные выборы — 2019 снова стали ареной жестких столкновений альянса избиркомов и единороссов с оппозицией, даже в чем-то еще более жестких, ведь если в 2014 году перед оппозиционерами просто закрывали двери для подачи документов, то в 2019-м их уже начали иногда бить в подворотнях.
ЦИК был в очередной раз завален жалобами, но его указания петербургские муниципальные избиркомы наглухо игнорировали.
Элла Памфилова и ее соратники ругались, жаловались Путину, называли происходящее
муниципально-электоральным бандитизмом, публично обвиняли в организации нарушений Макарова и депутатов Госдумы Михаила Романова и Сергея Вострецова, но добиться ничего не могли. Через полгода ЦИК еще раз обрушился на петербургских коллег — из-за того, что не исполнялись судебные решения по результатам выборов.
Через год терпение Памфиловой еще раз лопнуло: теперь из-за того, что горизбирком не провел, как было положено, довыборы в ЗакС в сентябре. Миненко в октябре
получил третий неуд и рекомендацию уйти в отставку вместе со всем горизбиркомом. «Комиссия в данном составе не способна и не сможет провести на требуемом уровне выборы как в Госдуму, так и в Законодательное собрание Петербурга», — констатировала она.
Тем удивительнее было для Эллы Памфиловой узнать, что перед отставкой Виктор Миненко получил орден Почета.
«Этого не может быть!» — эмоционально отреагировала она, пояснив, что ЦИК его к награде не представлял и представлять, естественно, не мог. Награждение, конечно, странное, ведь по статуту ордена его вручают за достижения в области науки, образования, здравоохранения и так далее; должности Миненко соответствует разве что пункт «за особо плодотворную государственную, благотворительную и общественную деятельность», но назвать его деятельность «особо плодотворной» после троекратного признания работы неудовлетворительной — это нужно обладать очень большой фантазией. Орден Почета в данном случае получился с совсем непочетными листьями.
В общем, Смольный предпринимает еще один заход. Наталья Чечина, возможно, один из самых старых знакомых Александра Беглова в Петербурге: она работала в его подчинении еще в начале нулевых в Курортном районе, и неудивительно, что ее продвижение в главы района стало одним из первых кадровых решений Беглова. Кстати, вице-губернатор по внутренней политике Александр Бельский тоже выходец из Курортного района, бывший глава Сестрорецка.
Идейно Чечина Беглову, конечно, близка. Например, на встрече с жителями Сестрорецка она как-то
обвинила местную оппозицию в отработке западных грантов. А вот насколько она компетентна в организации выборов, сказать пока сложно: на выборах в ЗакС 2011 года кандидат от «Справедливой России» Анатолий Кривенченко жаловался в прокуратуру на то, что Наталья Чечина, по его сведениям, будто бы
причастна к организации «каруселей» на участках и подготовке к вбросу голосов. В районной администрации, конечно, всё с негодованием отрицали, но, кажется, есть вероятность, что через год Центризбиркому опять придется негодовать.
В конце концов, фраза Эллы Памфиловой о том, что «смена одного председателя мало что даст, если новый человек придет в эту дискредитировавшую себя систему», скорее всего, верна. Пока никуда не исчезают близкие Вячеславу Макарову члены горизбиркома и вообще вся подконтрольная ему система городских комиссий, а значит, вся борьба за контроль над выборами следующего года еще впереди.