Рынок проснулся и побежал. Как развивается e-commerce в Юго-Восточной Азии

15 Сентября 2021

Фото: mic.com

Электронная коммерция проникла в 2020 году на самые отдаленные рынки: в Азии продавать свои товары через интернет начали даже те, кто никогда не рассматривал всемирную сеть в качестве канала продаж, например фермеры и рыбаки. Генеральный директор Lazada, одного из ведущих маркетплейсов Юго-Восточной Азии, Чунь Ли рассказывает, как 2020 год перевернул рынок ретейла Юго-Восточной Азии.

Великая онлайн-миграция

Компания Lazada работает в шести странах: Индонезии, Малайзии, Филиппинах, Сингапуре, Таиланде и Вьетнаме. И все они различаются по размеру и развитию рынка. Меня впечатлило, как бренды и продавцы на всех этих рынках адаптировались к изменениям в поведении потребителей во время пандемии.

Мы наблюдали то, что я бы назвал Великой онлайн-миграцией. В Сингапуре к программе Lazada присоединились известные местные универмаги и розничные компании, такие как Marks & Spencer. В Таиланде знаменитый торговый центр Siam Center помог своим арендаторам открыть онлайн-магазины на LazMall.

Мы помогали не только брендам, но и их торговому персоналу. В Таиланде, когда магазины пришлось закрыть, наша партнерская программа «Из офлайна в онлайн» дала возможность более чем 15 тыс. человек торговать через свои социальные каналы и нашу страницу в Instagram. Комиссионные от брендов и от платформы Lazada помогали им держаться на плаву.

Сегодня электронная коммерция является центральной частью бизнес-стратегии малых и средних азиатских предприятий. Онлайн-торговля больше не является приятным дополнением, она стала неотъемлемой частью развития бизнеса в Юго-Восточной Азии.

К примеру, один из индонезийских модельеров планировал запустить свой собственный бренд streetstyle-одежды. Поначалу он предполагал, что этот бренд будет представлен в обычных розничных магазинах. Но пандемия всё изменила! Модельер перевел свой бизнес на стопроцентный онлайн, сделав электронную коммерцию своей основной стратегией. И это было абсолютно правильным решением! Первые продажи пошли в течение нескольких недель, хотя fashion-индустрия в то время страдала от пандемии.

Большинство онлайн-продавцов смотрит в будущее с оптимизмом

Могу сказать, что, бренды и продавцы, реагируя на пандемию, проявили стойкость и способность к адаптации.

Мы выпустили исследование «Индекс уверенности в цифровой торговле». 700 из 750 продавцов, опрошенных нами в первой половине 2021 года, заявили, что уверены в своих перспективах на ближайшие 3 месяца. Несмотря на сложную ситуацию с COVID-19, наш индекс показывает, что продавцы сохраняют выдержку и оптимизм.

И это очень обнадеживает! Помогать брендам развиваться и находить новые способы увеличения продаж всегда было важным направлением работы маркетплейсов. Но во время пандемии мы поняли, что теперь эта миссия должна стать приоритетной.

Представьте, как утомительно для продавца загружать на платформу сотни товаров, вводя туда каждую деталь о товаре. Благодаря новым технологиям, искусственный интеллект (ИИ) может повысить качество контента и автоматизировать все процессы. Продавцам остается лишь загрузить изображение товара, а ИИ автоматически подберет его категорию и другие детали. Применив это, мы помогли своим продавцам размещать товары в 4 раза быстрее, чем раньше.

Lazada запустила в Юго-Восточной Азии программу поддержки более чем 150 тыс. малых и средних региональных предприятий, выделив деньги для их субсидирования и стартовых расходов. Кроме этого, мы предложили им быстрые микрозаймы с фиксированными еженедельными платежами. Это стало возможным благодаря партнерству с финансовыми учреждениями: масштаб маркетплейса позволил согласовать для продавцов более низкие процентные ставки, более быстрое время одобрения и более гибкие условия оплаты.

Чтобы помочь и продавцам, и покупателям, мы ввели новые категории товаров, например в 2020 году ввели категорию Fresh («Свежие продукты»). Продавцы смогли диверсифицировать потоки доходов и охватить более широкую потребительскую базу. В течение полугода количество продавцов данной категории выросло в 6 раз.

Наши инициативы были связаны в том числе и с государственными инициативами, направленными на поддержку бизнеса. Во Вьетнаме мы сотрудничали с Агентством по развитию внутренней торговли, помогая расширить продажи плодов личи и других сельскохозяйственных продуктов онлайн. Почти полтонны личи было продано сразу же в день запуска, в течение 4 часов! Все продукты были доставлены покупателям в течение 4 часов после заказа, а некоторые получили свои посылки с личи менее чем через час.

В онлайн пошли те, кто работал только в офлайне

Сейчас мы видим несколько интересных тенденций в сфере цифровизации.

Во-первых, изменения покупательского поведения ускорили рост электронной коммерции. Только в 2020 году в Юго-Восточной Азии появились 40 млн новых интернет-пользователей! Это означает, что теперь интернетом пользуются 70% населения региона. Потребители привыкли к удобству новой платформы шопинга — к покупке через интернет и доставке домой. Мы наблюдаем всплеск заказов продуктов питания в регионе, который всегда отличался низким уровнем проникновения онлайн-торговли.

Вторая тенденция заключается в том, что роль технологий масштабирования бизнеса будет расти. Даже те, кто всегда работал офлайн, например фермеры и рыбаки, начали продавать свои товары через интернет. В начале прошлого года, когда в Малайзии были введены ограничения на передвижение, из-за закрытия ресторанного рынка и проблем с логистикой фермерам пришлось выбросить тонны овощей. В течение 48 часов Lazada связалась с ними, помогла создать интернет-магазины и загрузила первую партию продуктов. В течение 30 минут после запуска пошли первые продажи! К первым выходным фермеры продавали в среднем 1,5 тыс. кг овощей каждый день.

Бренды также экспериментируют с новым форматом розничной торговли. В апреле этого года в одном из торговых центров Сингапура мы привели выставку «Приходите домой, в Lazada». Покупатели сканировали QR-коды на представленных товарах и получали их домой.

По мере того, как развивается электронная коммерция, цифровые платформы из сугубо каналов продаж превращаются в каналы брендинга и вовлечения, становясь неотъемлемой частью жизни потребителей.

СПРАВКА НОВОГО ПРОСПЕКТА
?

Чунь Ли, генеральный директор одной из ведущих компаний онлайн-торговли в Юго-Восточной Азии Lazada, получил двойную степень бакалавра в области механики и экономического права в Пекинском университете и степень магистра в области машиностроения в университете штата Огайо, США. До прихода в Alibaba Group Holding он занимал руководящие должности в PayPal. С 26 июня 2020 года является генеральным директором подразделения Alibaba Group Holding в Юго-Восточной Азии — компании Lazada, специализирующейся на продажах через Интернет. Компания работает на Филиппинах, в Индонезии, Малайзии, Сингапуре, Таиланде и Вьетнаме, инвестируя в технологии и логистику и фиксируя трехзначный рост заказов из года в год.


Читайте также по теме
Актуально сегодня