Руслан Пахомов: «Нужна долгосрочная программа развития энергетической отрасли»
Новый проспект
Мнения

Руслан Пахомов: «Нужна долгосрочная программа развития энергетической отрасли»

Прочитано: 1641

Паровая турбина. Фото: АО «Силовые машины»

Заместитель генерального директора, руководитель дивизиона теплоэнергетики АО «Силовые машины» Руслан Пахомов рассказал об актуальных проблемах импортозамещения в энергетическом машиностроении, о возможных последствиях ухода с рынка иностранных поставщиков турбин и о граблях, на которые может в очередной раз наступить Россия.

«Силовые машины» — это группа компаний, которая производит оборудование для энергетики: паровые турбины, котлы и теплообменное оборудование, электродвигатели, электрогенераторы. С недавних пор мы начали выпускать газовые турбины. Это новая технология, которая как раз связана с вопросом зависимости России от иностранных технологий.

На самом деле Россия занималась газовыми турбинами с 30-х годов прошлого века. А в 40-е годы уже появились первые изделия. Но этот процесс был в большей степени привязан к авиационной технике. В 70-х годах XX века первая в мире газовая турбина мощностью 100 МВт была произведена в Ленинграде, у нас на Ленинградском металлическом заводе. Всего тогда было выпущено пять таких турбин, крупнейших в мире. Три из них стоят в Венгрии, две — в Электростали. Но в связи с тем, что себестоимость производства газовых турбин намного выше, чем паровых, а цена на вырабатываемую энергию низка, эта технология в советское время не пошла.

После приватизации РАО «ЕЭС России» в 2007 году, когда пошли первые проекты ДПМ (ДПМ — договор о присоединении мощности, в рамках которого поставщик обязуется построить и ввести в строй новые объекты генерации, а взамен получает гарантию возмещения затрат на строительство через повышенную стоимость мощности. — Прим. «НП»), то подавляющее большинство новых проектов базировалось на иностранных технологиях — газовых турбинах Siemens, GE, Mitsubishi и других. Почему именно газовые турбины? Потому что в комбинированном цикле газовая турбина производит электроэнергию с КПД более 52%, а паровая — с КПД в среднем 32-35%. Экономия газа составляет 35-40%.

Первая волна обновления генерации базировалась именно на этом. Было установлено порядка 30 ГВт мощности. Но с 2007 по 2019 год у нас сильно изменился ландшафт поставщиков. Машиностроение — это же не только тот завод, который производит оборудование, но и сеть поставщиков, в которую входят металлурги, литейщики, производители элементной базы. Завод — изготовитель турбин находится на вершине этой технологической цепочки. Он интегрирует всё в изделие, которое способно производить электроэнергию.

До 2019 года российские машиностроители не были избалованы заказами, а сама сеть поставщиков сильно технологически деградировала. Так что, когда возобновились проекты ДПМ, мы печально констатировали, что не все наши поставщики способны обеспечить литье и прочие комплектующие в достаточном количестве и нужного качества.

Сегодня все объекты генерации модернизируются за счет программы КОММод (конкурентный отбор модернизированных мощностей — схема, запущенная в январе 2019 года государственной программой модернизации генерирующих объектов. — Прим. «НП»), а коммерческих проектов в стране нет. Для участия в этой программе энергомашиностроительному предприятию необходимо соответствовать постановлению правительства, где определены уровни локализации. Например, для газовой турбины уровень локализации определен в не менее чем 90%. При этом в документе четко прописаны те технологии и компоненты турбины, которые должны быть произведены в России. Это камеры сгорания, лопатки, диски, корпусные диски, системы автоматического управления, которые являются, наверное, одними из самых критических элементов газовой турбины — для их изготовления нужны очень высокие технологии. Для того чтобы наша продукция соответствовала указанным критериям, «Силовые машины» инвестировали в создание собственного цеха по производству литых заготовок. Теперь мы можем сами изготавливать турбинные лопатки для наших газовых турбин.

Первая газовая турбина, ГТЭ-170 мощностью около 170 МВт, представляет собой российский аналог семейства машин AE94.2, инженерно переработанный. На сегодняшний день в процессе изготовления находится еще 12 машин. Это полностью российский продукт. Еще одна газовая турбина, ГТЭ-65 мощностью 67 МВт, будет готова к выходу на рынок в 2025 году.

При этом в последние годы проектов в рамках программ КОММод и КОМНГО (конкурсный отбор мощности новых генерирующих объектов. — Прим. «НП») не было. Для нас, энергомашиностроителей, это создает определенные трудности, так как мы очень сильно зависим от заказов. Плюс наш продукт сложный: производство газовой турбины занимает около 30 месяцев, паровой — 36 месяцев. Поэтому для нас принципиально важно иметь долгосрочную программу развития генерации и программу заказов продукции у нас и наших коллег. В этом случае мы сможем инвестировать в развитие производства, в новые технологии.

Например, мы в течение 2023-2026 годов вложим немало средств в увеличение на 50% объема выпускаемой продукции по паровым турбинам и генераторам. Мы создали новое производство литых заготовок — лопаток, которое тоже недешево. Мы постоянно занимаемся модернизацией нашего управления. Всё это требует финансирования. Для того чтобы вкладывать больше, развивать новые технологии, идти в новые продуктовые линейки, необходимо понимание, что эти продукты нужны стране, нужны заказчикам.

Можем взять пример Китая. Все мы видим их автомобили, корабли, самолеты. Китайские газовые турбины, конечно, в меньшей степени видны, но они есть. И это всё получилось потому, что государство вело долгосрочную политику локализации. Ни одна иностранная компания не могла войти на китайский рынок и продать свой продукт в технологически чувствительной области — автопроме или генерации — без создания совместного предприятия, передачи технологий и подтверждения того, что технология передана.

Я считаю, что настало время и нам все-таки подумать о долгосрочных программах. Это актуально хотя бы потому, что уже введенные мощности на иностранных газовых турбинах сегодня под большим вопросом с точки зрения сервисного обслуживания. А в третий раз становиться на те же грабли, которые мы проходили в 80-х годах (тогда были санкции против «Газпрома» по поставке газотурбинных двигателей для модернизации газотранспортной системы), я думаю, не нужно.

Мнение высказано в рамках XII Российского международного энергетического форума

машиностроение энергетика импортозамещение
Читайте также по теме
Новый министр обороны России Андрей Белоусов намерен повысить эффективность расходования средств на гособоронзаказ. Одна из его инициатив касается перехода на долгосрочные контракты с поставщиками. О том, как это отразится на исполнителях гособоронзаказа и что еще необходимо менять в существующей системе ГОЗ, в интервью «Новому проспекту» рассказал владелец АО «Кингисеппский машиностроительный завод» Михаил Даниленко.
Генеральный директор ПАО «Россети Ленэнерго» Игорь Кузьмин рассказал о взаимодействии компании-монополиста с органами власти, о проблеме перекрестного субсидирования в электроэнергетике и оптимальном уровне надежности электроснабжения.
Декарбонизацией экономики озабочены сегодня практически все страны, включая Россию. Но особых успехов на этом направлении достигла Исландия, и всё благодаря уникальным геотермальным источникам. О том, как в этой северной стране используют подземный кипяток для производства электричества, отопления и подогрева тротуаров, рассказывает Анастасия Кузнецова.

На рынок Петербурга выходит китайский аналог европейского бренда H&M
25.05.2024
Будущее Ирана, альтернатива ипотеки и генеральская уборка. Дайджест новостей "Нового проспекта" за неделю с 18 по 24 мая
25.05.2024
ВОЗ: пандемия ковида унесла жизни 12,9 млн человек во всем мире
25.05.2024
В Петербурге стартовал фестиваль мороженого, где можно попробовать 300 видов лакомства
25.05.2024
Раритетное издание «Хоббита» продано почти за $40 тыс. на аукционе в Англии
25.05.2024
Миллиардер Илон Маск пожаловался на Россию из-за попыток заглушить Starlink на Украине
25.05.2024
В России осенью начнется эксперимент по маркировке презервативов
24.05.2024
Правительство поручило Минюсту публиковать доменные имена иноагентов
24.05.2024
Ватикан собирается причислить к лику святых 15-летнего итальянского подростка, который умер от лейкемии
24.05.2024
За 20 лет в Ленобласти построят до 50 млн м2 нового жилья
24.05.2024
Структуры «Газпрома» начали заселяться в «Лахта центр»
24.05.2024
Колледжи Петербурга расширили участие в программе «Газпром нефти» по подготовке кадров для нефтяной отрасли
24.05.2024
Более 300 сотрудников бывшего завода Nissan в Петербурге отправлены в простой до начала лета
24.05.2024
В Комарово появится новый курортный комплекс на 200 апартов
24.05.2024
Инфляция в Петербурге в апреле составила 7,5%
24.05.2024
В Ленобласти выбрали «Лучшего шеф-повар 47 региона»
24.05.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки