"Рук не хватает". На рынке продуктовой розницы продолжается консолидация
Новый проспект
Мнения

"Рук не хватает". На рынке продуктовой розницы продолжается консолидация

Прочитано: 649

Прошедший 2021 год для продуктового розничного рынка был сложным. С одной стороны, ограниченный потребительский спрос, с другой — значительный рост себестоимости производства продуктов питания, повышение розничных цен и проверки ФАС. О сложностях пережитого и планах на 2022 год «Новому проспекту» рассказали топ-менеджеры компаний FMCG-сферы.

По предварительным данным агентства INFOLine, рост рынка продуктовой розничной торговли в 2021 году составил 2% по сравнению с 2020 годом. Это довольно слабый рост с учетом падения рынка в 2020 году. При этом активными темпами развивался рынок e-grocery (товаров повседневного спроса), его доля в общем обороте розничной торговли продуктами питания достигла уже 2%.

По мнению генерального директора INFOLine Ивана Федякова, рынок активно развивают лидеры продуктовой розницы: Х5, «Магнит», «Лента» и другие сети. Кроме того, активно стали развивать сегмент продуктов питания и маркетплейсы. В некоторых категориях, таких как кофе, чай, бакалея, они становятся лидерами.

В целом продуктовая розница продолжает консолидироваться, и на долю топ-10 продуктовых сетей уже приходится треть всего рыночного оборота. Региональные сети продолжают выходить из игры. Также в 2021 году состоялась крупнейшая сделка по слиянию и поглощению на рынке продуктовой розницы: «Магнит» приобрел «Дикси» за 97 млрд рублей. «А продажу «Магнита» ВТБ не стоит учитывать, — отмечает Иван Федяков, — так как в этой сделке был выход собственника из капитала».

О том, как пережила 2021 год продуктовая розница и какие планы строит на 2022 год, «Новому проспекту» рассказали топ-менеджеры крупных компаний сегмента.

Григорий Кунис, сооснователь и управляющий igooods:

— Одна из основных проблем, с которой мы столкнулись в 2021 году, это дефицит персонала и повышение оплаты труда. Россия находится в демографической яме, сотрудников не хватает во всех отраслях. За последний год расходы на персонал выросли примерно на 40%. Если раньше доход автокурьера составлял 3 тыс. рублей в день, то в 2021 году он вырос до 4,5 тыс. рублей. В условиях жёсткого дефицита кадров выход только один — перекупать людей на более высокие зарплаты, а это могут себе позволить только очень крупные игроки.

Сейчас на рынке e-grocery инвестиционный период: все компании вкладывают огромные средства в развитие, увеличение своей доли рынка, наращивание клиентской базы. Экосистемы, такие как "Сбермаркет", "Яндекс", "Самокат", тратят безумные деньги на это — от миллиарда рублей в месяц. В настоящее время никто из них никаких действий для перехода на экономическую модель не предпринимает. Они обеспечивают и бесплатную доставку, и бонусы для клиентов в виде 300–500 рублей на счет при повторной покупке. Всё это инвестиционные деньги. Сколько продлится инвестиционный период, сказать сложно, так как всё зависит от амбиций акционеров. Более мелкие игроки в таких условиях будут терять свои доли.

Что касается динамики рынка e-grocery, то, по нашим оценкам, он в объеме вырос в 2021 году в 2–2,5 раза по сравнению с предыдущим годом. При этом средний чек в целом в отрасли снизился, преимущественно за счет развития экспресс-доставок (но у нас он вырос на 12%).

В 2022 году рост продолжится примерно с такой же динамикой, но основные проблемы — борьба за кадры и клиентов — сохранятся.

Марита Коскинен, генеральный директор сети финских супермаркетов Prisma:

— Мы все ожидали, что 2021 год станет годом окончания эпохи коронавируса, но этого не случилось, поэтому работаем уже в новой реальности, где маски, вакцинация и ПЦР-тесты стали частью повседневной жизни. Теперь на первый план вышел комфортный шопинг, и ретейлеры стремятся совершенствовать внутренние процессы, улучшают сервисы доставки продуктов и параллельно инициируют поводы для посещения офлайн-магазинов.

Полагаю, эти же тренды будут развиваться и в 2022 году, поэтому в первую очередь мы планируем масштабировать автоматизацию таких рутинных задач, как планирование товарных остатков и графиков работы сотрудников. Тогда мы сможем сфокусироваться на создании приятной атмосферы в магазинах, отличном обслуживании и поиске новых качественных местных и импортных товаров. Продолжим делать то, что у нас всегда хорошо получается, — привозить кусочек Финляндии в Петербург и каждый день встречать покупателей с улыбкой.

Игорь Рожков, директор по маркетингу онлайн-ретейлера "Самокат":

— 2021 год был успешным для нас: мы вышли сразу в 39 новых городов и стали федеральным онлайн-ретейлером с крупнейшей сетью дарксторов на Западе. Сегодня мы оперируем сетью из 1 тыс. дарксторов по всей стране. Всё больше людей доверяют нам доставку продуктов и товаров, и это, конечно, не может не радовать.

Уходящий год был успешным и для фудтеха в целом. Онлайн продолжает отвоевывать у офлайна долю рынка.

Главной победой для нас стало то, что после бурного роста 2020 года в 2021 году мы не потеряли управляемость как организация, сохранили всё что построили и без перерыва на реорганизации продолжили развиваться.

На 2022 год у нас амбициозные планы. Мы продолжим и дальше наращивать географию присутствия, ассортимент и повышать качество предоставляемых услуг. Еще одна немаловажная цель — изменить отношение к профессии курьера. Мы много делаем для того, чтобы их работа была комфортной, начиная с помещений для отдыха внутри дарксторов, специально разработанной нами формы и заканчивая страхованием жизни, премиями за работу в сложных условиях и чаевыми.

В Петербурге наша сеть насчитывает 132 даркстора, и мы продолжим открывать новые склады в разных районах города для уплотнения зоны 15-минутной доставки.

Михаил Толоконников, коммерческий директор онлайн-магазина "Утконос":

— В 2021 году мы расширили ассортимент (сейчас в нем более 85 тыс. наименований), в том числе за счет партнерств с такими крупными брендами, как "Шоколадница", "Л'Этуаль" и "Город-Сад". За 2021 год расширили ассортимент категории ЗОЖ на более чем 4 тыс. наименований, из которых почти 800 приходится на органическую продукцию.

Компания успешно завершила проект автоматизации фулфилмент-центра "Бутово" — это первый центр "Утконос Онлайн". За счет реконструкции и внедрения мезонинной системы хранения склад может вмещать 150 тыс. наименований товаров. Также в 2021 году компания расширила линейку собственных торговых марок, теперь их семь, а совокупный ассортимент — почти 500 наименований товаров.

Основной вызов на рынке e-grocery — растущая конкуренция: появляются новые игроки, а те, кто уже в деле, укрепляют свои позиции и наращивают мощности. Наша компания продолжит в 2022 году фокусироваться на усилении позиций и дальнейшем развитии бизнеса в Московском регионе и будет поддерживать высокий уровень сервиса. Сейчас показатель NPS (net promoter score) держится на уровне не менее 80%. Меньше 1% процента заказов "Утконос Онлайн" укомплектованы не полностью, это самый низкий показатель в отрасли, 98% всех заказов доставляются в точно выбранный покупателем временной интервал. Также одна из основных задач на этот год — расширение ассортимента до более чем 100 тыс. наименований.

Александр Слуцкий, руководитель направления по развитию бизнеса "AliExpress Россия":

— 2021 год был очень результативным. Мы увеличили штат (сейчас в "AliExpress Россия" работает больше 1 тыс. человек), запустили локальное приложение, которое по росту скачиваний опередило всех конкурентов в России, предложили новые меры поддержки локальным продавцам (нулевая комиссия с продаж за внешний трафик, скидки за счет платформы в период крупных распродаж, субсидии на логистику).

Важным вектором стало развитие собственной логистики: вместе с "Почтой России" мы предложили продавцам маркетплейса передавать заказы во всех отделениях и сортировочных центрах почты. В конце сентября открыли первый собственный фулфилмент AliExpress для российских продавцов. Также в сентябре открылся первый в России центр экспертизы и поддержки продавцов и покупателей в Нижнем Новгороде.

В 2021 году выросла локальная доля бизнеса: продажи товаров российских продавцов занимают около трети от всего оборота "AliExpress Россия", а самих продавцов из России уже больше 75 тыс. С начала года этот показатель вырос больше чем в 2 раза. При этом наш маркетплейс остается номером один на рынке по ассортименту: на площадке размещено больше 209 млн товаров.

Для рынка электронной торговли год был важным. Индустрия убедилась, что бум онлайн-торговли был не временным фактором, вызванным изоляцией, а стойким трендом. Фокус пришелся на экспресс-доставку товаров народного потребления, особенно еды. Мы также запустили свою доставку в срок от 15 минут от разных сетей.

В следующем году мы будем развивать локальную часть маркетплейса: увеличивать ассортимент российских товаров и число российских продавцов. Мы запланировали увеличение площадей собственного фулфилмента в Казани, Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и других городах России до более чем 200 тыс. м2.

итоги года продукты питания ретейл торговля
Другие статьи автора Читайте также по теме
Чему сегодня должны учиться российские ретейлеры, чтобы не разориться через год или два, где они должны искать точки роста своего бизнеса и какие магазины будет выбирать покупатель в ближайшем будущем, разбирался «Новый проспект».
Ушедшие из России иностранные компании рискуют лишиться права на товарные знаки. Тогда любой желающий сможет совершенно законно открыть в стране закусочные «Макдоналдс» и продавать технику Ericsson. Пресечь это может только официальное возобновление поставок.
Х5 Group откладывает планы по развитию сети дискаунтеров «Чижик» в Петербурге. Сегмент отличается высокой конкуренцией, но Х5 могла бы занять на нем определенную нишу, считают эксперты.

Бюджеты Петербурга и Ленобласти получили более 2 млрд рублей от РЖД
24.04.2024
Суд в Петербурге приостановил деятельность кафе на Садовой из-за антисанитарии
24.04.2024
В России резко сократились долги по зарплате
24.04.2024
Петербургских юристов наградили за победу в споре за наследство московского миллиардера Минеева
24.04.2024
Лукашенко выдвинут на пост председателя Всебелорусского народного собрания
24.04.2024
Шойгу проинспектировал модернизацию инфраструктуры на космодроме Плесецк
24.04.2024
ЕС выделил Украине очередной транш бюджетной помощи в размере €1,5 млрд
24.04.2024
Цены на хлеб в Петербурге и Ленобласти с начала года выросли на 30%
24.04.2024
Путин призвал подойти неформально к выплатам пострадавшим из-за паводков
24.04.2024
Группа «Аквилон» построит жилой комплекс в Нижнем Новгороде
24.04.2024
Рожденным в Петербурге с 1 августа планируют выдавать 15 тыс. рублей или набор вещей на эту сумму
24.04.2024
Роспотребнадзор обнаружил более 60 новых вирусов, которые переносят комары и клещи
24.04.2024
В 2024 году маркетплейс Wildberries ожидает рост товарооборота на 60%
24.04.2024
Новым гендиректором Балтийского завода стал бывший директор предприятия по производству
24.04.2024
Из Смольного по собственному желанию ушел глава КРТИ
24.04.2024
На месте старого обувного предприятия "Скороход" в Петербурге появится бутик-отель
24.04.2024
В Петербурге с начала года доля свободных офисов снизилась до 6,4%
24.04.2024
Музей-заповедник «Петергоф» в мае откроет Верхний сад после пятилетней реставрации
24.04.2024
В ближайшие пару лет дефицит складов в Петербурге и Ленобласти достигнет 1 млн «квадратов»
24.04.2024
Компания «Петрополь» превратит здание на Васильевском острове в сервисный апарт-отель GLER
24.04.2024
Канада разрешила Airbus использовать российский титан
24.04.2024
Депутат ЗакСа Петербурга Борис Вишневский* оспорил в суде статус иноагента
24.04.2024
Замминистра обороны Тимур Иванов, обвиняемый в крупной взятке, отправлен в СИЗО. Он не признает вину
24.04.2024
С начала года в Петербурге почти на 60% сократился вывод на рынок нового жилья
24.04.2024
Уязвимости российских мобильных приложений сократились почти на треть за год
24.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки