Дмитрий Байков, генеральный директор фабрики "Ацтек" (ТМ Gronard):
— Ушедший год был сложным, но хорошим: выручка нашей компании выросла на 40% по сравнению с 2020 годом. На фоне рынка кондитерских изделий, который растет только в деньгах (за счет повышения цен) и не растет в тоннаже, это неплохие результаты.
В чём наш секрет? Мы четко понимаем, что условия в кризис изменились, поэтому мы изменили стратегию работы. Если раньше мы росли за счет так называемых инаутов (вводили в торговые сети свой продукт по скидке не на постоянной основе, а на какой-то период — от нескольких недель до нескольких месяцев, а затем прекращали продажи), то в последнее время сети стали отказываться от временных продаж тех или иных товаров. Им удобней работать с производителями на постоянной основе. Соответственно, мы тоже переключились на постоянные поставки своей продукции в сети и весь год занимались расширением постоянной дистрибуции. Кроме того, в 2021 году мы занимались продажами через маркетплейсы.
Также хочу сказать, как бы пафосно это ни звучало, мы делаем крутой продукт, который нравится людям. Мы работаем в верхнем ценовом сегменте, но в кризис он фактически не просел. Да, в целом есть тенденция ухода части потребителей из среднего ценового сегмента в эконом, однако потребители в верхнем ценовом сегменте в кризис практически не отказываются от покупки продукции, к которой привыкли.
В 2021 году спрос на кондитерскую продукцию в России был чуть выше, чем в 2020 году. Но ураганными темпами выросли цены на упаковку и повысились затраты на труд. Значительную часть сотрудников пищепрома, в том числе в кондитерской промышленности, составляют граждане сопредельных государств. И с учетом всех ограничений на их въезд в Россию выросли зарплаты в отрасли.
Что касается прогнозов на 2022 год, то надо понимать, что ситуация на рынке изменилась раз и навсегда, к старому возврата не будет, поэтому нужно работать по новым правилам, развивать востребованные каналы продаж. В ближайшее время продажи будут перетекать из гипермаркетов на маркетплейсы, а из магазинов у дома — в экспресс-доставку.
Я вижу возможность роста выручки фабрики "Ацтек" в 2022 году как раз с помощью работы с развивающимися каналами продаж. Кроме того, при продвижении ассортимента будем делать акцент на наших хитах продаж — классическом и так называемом благородном марципане с повышенным содержанием миндаля. К сожалению, в следующем году нам придется незначительно поднять цены, поскольку сырье резко дорожает, но однозначно рост цен будет намного меньше, чем рост себестоимости продукции.