Российская рыба идет на рекорд
По информации Росрыболовства, в 2018-м году улов российских рыболовов превысил 5 млн тонн (в том числе почти 250 тысяч тонн продукции выдали аквафермы), что на 4% больше, чем в году минувшем. Особенно порадовали лососевые, их удалось поймать аж 675 тысяч тонн. Такого обильного «урожая» наша страна не знала вообще никогда!
Богатый улов этой рыбки уже привел к значительному снижению на нее отпускных цен. Так, например, горбуша стоит сейчас в Приморье меньше ста рублей за килограмм, а в некоторых городах Дальнего Востока и вовсе продается за 45-50 рублей. Упали цены и в других регионах страны, в том числе в Петербурге.
Впрочем, красная рыба дешевеет лишь в опте, а в рознице цены на нее по-прежнему растут.
Так, охлажденный лосось стоит в отечественных магазинах в среднем 700 рублей за килограмм — это на 13% дороже, чем годом ранее.
По мнению чиновников, рост цен в рознице связан прежде всего с большим количеством посредников на рынке. Именно из-за них цена на рыбу вырастает в три, а то и в четыре раза, пока она едет от судна до прилавка. «Перелом с ценами может произойти, когда мы сократим число посредников», — уверен глава Росрыболовства Илья Шестаков.
Но есть и другие причины. Например, логистика. Довезти свежую рыбу из Владивостока до центра страны проблематично. Во-первых, из-за ежегодно растущих тарифов РЖД — на транспортировку приходится почти 20% розничной цены. Во-вторых, из-за нехватки достаточного количества вагонов-рефрижераторов, в-третьих, из-за отсутствия инфраструктуры: рыбу, выловленную в водоемах Дальнего Востока или в Баренцевом море, в большинстве случаев невозможно переработать на месте и негде хранить.
Ну, и конечно, на ценники в российских магазинах существенно влияет российский экспорт. Ведь сегодня мы поставляем за рубеж до 50% улова! В один лишь Китай, который является основным импортером нашей рыбы, ежегодно экспортируется лососевых и тресковых на $1 млрд.
Влияние внешнего рынка на наши цены признают и в Росрыболовстве. Так, недавно тот же Илья Шестаков сказал, что стоимость рыбной продукции сильно зависит от мировых цен и курса рубля, так как это экспортный товар. «Когда доллар растет, понятно, что продавать за рубеж становится выгоднее», — мудро отметил он.
В правительстве РФ считают, что можно, конечно, ввести запрет на экспорт, и тогда рыбаки завалят нас дешевой рыбой.
Правда, в данном случае есть риск, что она испортится на складах, так как это очень большие объемы. Поэтому надо стимулировать развитие переработки. И первые шаги здесь уже сделаны. Некоторое время назад Росрыболовство подготовило изменения в налоговый кодекс. Ведомство предлагает при поставке рыбы на внутренний рынок, а также при экспорте продукции высокой степени переработки предоставлять рыбакам существенные налоговые льготы.
Когда преференции для рыбаков и переработчиков станут законом, до сих пор не ясно — проект уже несколько месяцев находится на согласовании в российском правительстве.
Другим ограничителем для экспорта может стать распоряжение Дмитрия Медведева с 1 января 2019 года доставлять на территорию нашей страны всю рыбу, выловленную российскими судами в Баренцевом, Балтийском и Черном морях.
Принятие вышеперечисленных мер вызывает как минимум два вопроса. Как совместить заботу о внутреннем рынке с необходимостью выполнить приказ нашего президента об увеличении к 2024 году экспорта агропродукции с нынешних $20,7 млрд до $45 млрд? И какие «плюшки» ждут российский рыбный бизнес в случае экспортных ограничений?
Пока об этом никто и словом не обмолвился.