Реформа строительной отрасли для оффшорных капиталистов
Изменение законодательства в области жилищного строительства приведёт к резкому изменению системы финансирования отрасли уже в этом году. Но дискуссии о том, ради чего систему ломают через колено, до сих пор не утихают. Здесь, как в детективе — ищи, кому выгодно.
Закон о долевом строительстве правили под лозунгом о защите прав дольщиков. Отличный посыл — забота о народе. Но… не бьётся. Какой, спрашивается, может быть защита дольщиков, если институт долевого строительства из-за реформы фактически прекратит свое существование, а цены на жилье взлетят? Нет, интересы граждан тут далеко не на первом месте. Может быть, закон нужен банкам? Казалось бы, большой соблазн — взять под контроль отрасль с оборотом 7 трлн рублей в год.
Но банкиры почему-то не прыгают от радости и не хлопают в ладоши.
Дело в том, что финансовые институты достаточно консервативны в выборе клиентов, привередливы в отборе финансовых проектов, и жилищная отрасль у них вовсе не в фаворе из-за высоких рисков. Кроме того, у большинства банков нет соответствующих ресурсов — «длинных денег» для работы со строителями. Нет, банковская система на сегодня не готова взвалить на свои плечи программу по строительству 120 млн м2 жилья в год по поручению президента РФ. Эта реформа пока не в их интересах.
Тогда в чьих? Судя по всему, в интересах приближенного к власти бизнеса, накопившего оффшорный капитал, и самой власти, которая уже задействовала для реформы отрасли подконтрольные ей институты Центробанка и Правительства РФ. Недаром в конце прошедшего года Центробанк «вдруг неожиданно вспомнил», что строительная отрасль стоит на первом месте по использованию «серой наличности», и начал показательную чистку. А правительство РФ создаёт к 15 апреля этого года «Строительный банк», который и будет финансировать отрасль. Причём банк будет подконтролен и ЦБ, и правительству.
Их взаимодействие в этом вопросе будет напоминать работу сердца, которое качает кровь двух типов, венозную и артериальную.
Так же и в финансировании «Строительного банка» будут задействованы два денежных потока: эмиссионно-кредитный от Центробанка и бюджетный от Правительства РФ.
Недаром все последние изменения в строительной сфере — это производная от процессов в стране, связанных с укреплением финансового суверенитета на фоне разрушения глобальных механизмов торгово-финансовых операций. Произошли кардинальные изменения в таможенной сфере, в МВД, в руководстве портами и губернаторском корпусе. И всё это на фоне внедрения новых контролирующих технологий в области сбора налогов, межбанковских платежей и валютных расчётов.
Реформирование строительной отрасли должно завершить этот процесс и привести к решению следующих задач государственной важности:
— социальных. Это очевидные и декларируемые цели: обеспечение населения качественным и доступным жильём, снижение социальной напряженности из-за действий недобросовестных застройщиков;
— бюджетных. Усиление банковского контроля приведёт к увеличению налоговых поступлений;
— экономических. Увеличение объёмов строительства приведёт к росту внутреннего спроса на строительные материалы, услуги и товары длительного использования, что также увеличит спрос на рабочую силу. Это будет своего рода подушка безопасности от нового, только набирающего силу глобального кризиса, связанного с падением мирового платежеспособного спроса;
— инвестиционных. Строительная отрасль капиталлоёмкая. Но капитал в ней размыт по тысячам строительных компаний. И капитал из страны уходит, потому что его некуда «пристроить».
Новое законодательство позволяет отсеять мелкие фирмы, расчистив поле для крупных игроков.
Создание строительного кластера, куда можно будет «пристроить» капитал из оффшорных гаваней, — одна из основных задач, которая, на мой взгляд, стоит перед инициаторами реформы отрасли. Я не удивлюсь, если в ближайшие пару лет возникнет закон, который обяжет строительные компании определённого размера перерегистрироваться в акционерные общества и вывести бумаги на биржу, чтобы туда было легче заходить «иностранному капиталу». По крайней мере, в конце прошлого года был слух о готовящейся сделке по поглощению одной крупной строительной компании с обращением акций на Лондонской бирже. То есть интерес к этой теме владельцев крупных капиталов очевиден.
И никаких дольщиков. Только бизнес.