Рамаз Чантурия, глава ассоциации «Росчайкофе», рассказал «Новому проспекту», почему россияне стали меньше пить кофе, причем здесь зеленые зерна, как валютные колебания влияют на рынок и кто заменит ушедшие из России кофейные бренды.
Уже 3 года кофейный рынок опережает по потреблению чайный рынок в России. Но последние 2 года потребление всех типов кофейных продуктов (жареного кофе, молотого кофе, всех видов растворимого кофе) сокращается, причем причины падения рынка год от года отличаются.
В 2020 году снижение было связано с ковидными ограничениями: из-за приостановки работы предприятий сегмента HoReCa в первом полугодии 2020 года потребление кофе снизилось на 30%. После снятия ограничений потребление стало восстанавливаться, но оно всё же не достигло показателей 2019 года. И в итоге в 2020 году рынок просел на 4,5% по сравнению с доковидным 2019 годом.
А в 2021 году потребление кофе составило 164 тыс. т (снижение — 7,8%), и тут причины уже другие. В середине 2021 года цены на зеленый кофе выросли в 2-2,5 раза, и это увеличение отразилось на готовой продукции, которая поступает в магазины. Но произошло это не сразу, потому что у некоторых игроков рынка есть фьючерсные контракты, предполагающие закупку сырья по фиксированным ценам. Однако постепенно идет замещение старых контрактов новыми, где цены уже увеличены. Фактически цены на кофе в России стали расти во втором полугодии 2021 года, что и привело к снижению его потребления.
Нынешние экономические реалии также будут негативно отражаться на рынке кофе. В начале этого года многие спрашивали, почему после снижения курса валют цены на кофе не отыграли назад. Но с текущей ситуацией это не связано: причина, как я уже говорил, в удорожании сырья в прошлом году. Но, конечно, в целом колебания валюты несут определенные риски для игроков кофейного рынка.
Тем не менее в ближайшее время мы все ещё будем наблюдать повышение цен на кофе в магазинах именно из-за повышения цен на сырье, заложенного еще в 2021 году. Добавьте к этому текущие негативные явления в экономике. К сожалению, из-за этих факторов по итогам текущего года снижение потребления кофе может составить около 7%.
В традиционном ретейле мы увидим, скорее всего, то же количество брендов, что и раньше, хотя в целом выбор продукции будет чуть проще, чем годом ранее.
Что касается структуры потребления кофе, то спрос сместится к потреблению этого напитка дома. В сегменте HoReCa, скорее всего, потребление сохранится на нынешнем уровне, но роста ожидать не стоит.
Культура потребления кофе в России за последние годы значительно выросла, что повлечет за собой использование современных форм приготовления напитка в домашних условиях. Я думаю, потребление дрип-пакетов будет расти, несмотря на текущий кризис. Они будут более всего востребованы у молодежи.
Что касается капсульного кофе, то его потребление значительно расти не будет. Напомню, что крупнейший игрок этого сегмента, Nespresso, ушел из России. Его долю, скорее всего, закроют другие компании, но насколько быстро это произойдет — вопрос открытый.
В текущем году из-за разрыва логистических цепочек можно прогнозировать изменение поставщиков кофе в Россию. Если раньше это были в основном Бразилия и Вьетнам, то теперь главными импортерами станут страны Юго-Восточной Азии.
Изменится и структура поставок в Россию обжаренного кофе из-за того, что из страны уходит такой игрок, как Lavazza. Скорее всего, его объемы будут замещены другими марками итальянского кофе.
Что касается растворимого кофе, то его в достаточном объеме производят несколько заводов в России. Ранее они также поставляли свою продукцию на экспорт. В текущем году, скорее всего, экспортные амбиции будут реализованы чуть слабее, чем ранее, тем не менее местные производители смогут без проблем обеспечить потребителя растворимым кофе.
Из выступления в ходе круглого стола «Кризисный капучино» о молочном рынке и HoReCa (организатор — Центр изучения молочного рынка) в рамках выставки Coffee Tea Cacao Russian Expo