Психолог Владислава Шалапанова: "Остановитесь, родители! Не вы сдаёте экзамены!"
В российских школах уже начались выпускные экзамены. Уровень стресса в семьях выпускников зашкаливает, часто происходят конфликты. Как родителям пережить этот непростой период и помочь детям справиться со стрессом и напряжением, рассказывает психолог Владислава Шалапанова.
Из года в год я как психолог слышу множество радикальных мнений и от родителей, и от детей по поводу подготовки к экзаменам. От взрослых запрос звучит чаще так: «Ребенок не понимает, что решается его судьба. Помогите ему сосредоточится». Подростки же колеблются в своем отношении к выпускным испытаниям от «пусть они (родители то есть) отстанут — как сдам, так сдам» до «лучше умереть, чем получить низкий балл и не поступить».
Отсюда первая ключевая задача родителей: не нагонять панику. Помните, как нам рекомендуют вести себя во время нештатной ситуации в самолете? «Сначала надень маску на себя, потом на ребенка». Здесь это правило тоже работает. Постоянным и чрезмерным контролем вы только нагнетаете напряжение. Поэтому, если все ваши мысли крутятся исключительно вокруг того, как ваш ребенок сдаст ЕГЭ, куда он поступит и что же с ним будет дальше, займитесь… собой.
Заполните свободное время прогулками в парке, общением с друзьями, у которых нет детей, сдающих сейчас госэкзамены, или любой другой деятельностью, которая поможет вам переключиться. Используйте практики включения в реальность, когда замечаете, что попали в круговорот тревожных мыслей.
Вот одна из них. Найдите вокруг себя какой-то предмет, зафиксируйте на нём свое внимание и рассмотрите внимательно. Потом то же самое сделайте с объектом, к которому вы можете прикоснуться. Затем пару минут вслушайтесь в звуки, которые есть вокруг, и наконец сфокусируйтесь на запахах.
Если же вы чувствуете, что не можете сами справиться со своим беспокойством, имеет смысл обратиться за профессиональной помощью к психологу.
Любая цель, которая становится вопросом жизни и смерти, сильно поднимает уровень тревожности. Да, тревога в малых дозах позволяет мобилизовать ресурсы психики и добиться результата. Но когда ее становится слишком много, все внутренние силы, которые есть у человека, направляются на ее подавление. Ресурса на решение поставленной задачи не остается. Это когда «учил-учил и дома всё знал, а на экзамен пришел — забыл».
Чтобы уменьшить волнение, родителю необходимо перестать видеть в нежелательных результатах сдачи ОГЭ и ЕГЭ катастрофу. Когда вы сможете сами спокойнее относиться к экзаменам, вашему ребенку тоже будет не так тревожно. Для этого можно сесть и вместе с подростком обсудить отходные пути на случай провала или планы жизни на год, который может быть нужен для усиленной подготовки и повторного поступления.
И вот здесь мы уже говорим о второй важной задаче родителей: найдите в себе силы поддержать вашего ребенка. Сейчас самое время вспоминать о победах и достижениях, пусть даже не относящихся к предстоящим экзаменам: о выигранных соревнованиях, хороших оценках за контрольные по сложным предметам или же о сделанном своими руками табурете, который теперь служит на даче… Подойдет всё, что когда-то подросток смог сделать, приложив усилия и волю. «Ты справился тогда, сможешь и сейчас», — вот смысл таких посланий.
Еще одной формой поддержки может быть внимательная и позитивная обратная связь по факту происходящего. Не забудьте отметить, когда ваш сын или дочь смог несколько часов подряд провести не за игрой в комп, а за подготовкой к экзаменам. Обратите внимание на то, что в солнечный выходной ребенок предпочел остаться дома с учебниками. Или предложите порешать вместе билеты по трудному предмету, чтобы вы могли еще раз объяснить непонятный материал.
Еще одним вариантом вашей помощи ребенку может быть планирование. Тут помним о двух особенностях возраста. Во-первых, всё то, что родителями предлагается как директива к исполнению, может быть встречено в штыки, во-вторых, для подростка естественно и нормально плохо просчитывать последствия своих действий. То есть самостоятельное эффективное планирование невозможно в силу возраста, а попытки родителей контролировать ситуацию извне не приводят ни к чему кроме конфликтов.
Какой выход? Предложите ребенку вместе оценить масштаб еще не выполненной работы по подготовке к экзаменам. Посчитайте не пройденные темы. В качестве эксперимента засеките время на то, чтобы изучить одну из них, простым умножением определите, сколько дней и часов еще нужно на всё, поймите, есть ли это время у ребенка. Как вариант, составьте график отдыха и работы. Сделайте это вместе и так, чтобы ваш сын или дочь были с ним согласны. Подпишите это как настоящее двухстороннее соглашение и повесьте куда-нибудь на видное место.
Итак, если ваш ребенок сейчас в процессе подготовки и сдачи экзаменов, то самое лучшее, что вы можете сделать, это успокоиться и помочь ему справиться с тревогой; поддержать его и вселить в него веру в свои силы; помочь ему в распределении времени и повышении эффективности.
Ещё один важный момент. Обязательно договоритесь о том, что вы будете делать, когда закончится период экзаменов. Каким будет «приз» за все приложенные усилия и пережитые волнения? Как вы будете праздновать окончание этого сложного и ответственного периода?
Может быть, вы отправитесь в семейное путешествие или устроите вечеринку на даче для всех друзей вашего чада? Или вы лично готовы целый месяц после экзаменов не произнести ни одного слова критики за торчание в гаджетах? Ведь после окончания любой истории с любым финалом должна начинаться следующая…