Производители стали снижать качество и ассортимент товаров из-за роста цен на всё
Мнения

Производители стали снижать качество и ассортимент товаров из-за роста цен на всё

Прочитано: 106

В 2021 году ретейл продолжил борьбу с влиянием пандемии. Почти в 4 раза выросшие сроки доставки грузов, удорожание логистики и сырья, мировая инфляция, изменившаяся структура потребления — немногие их тех вызовов, с которыми столкнулись ретейлеры и импортеры в ушедшем году. О том, как изменились процессы в сегменте fashion, а также в книжной, спортивной и ювелирной рознице и о планах на будущее «Новому проспекту» рассказали участники рынка.

Мировая инфляционная спираль привела к тому, что стоимость сырья (во всех секторах экономики) за год выросла на 10-20%. В fashion-индустрии подорожали ткани, фурнитура, наполнитель. Сбой логистических цепочек во всём мире привел к тому, что стоимость перевозок подорожала в 2 раза, а сроки доставки грузов мультимодальным способом (наиболее оптимальным для импортеров) из Китая в Россию удлинились и теперь достигают 40-100 дней (в доковидное время можно было привезти товар из Китая за 25-30 дней).

Логисты говорят, что теперь надо держать руку на пульсе, каждую неделю мониторить ситуацию в портах, на железных дорогах и авиатранспорте и в зависимости от пробок менять способы доставки грузов. Самый большой вызов в том, что невозможно спрогнозировать срок доставки товара. В этом году стала набирать обороты автомобильная доставка грузов из Китая в Россию. Раньше это не было таким массовым явлением, отмечают эксперты.

В связи с новыми условиями ретейлерам и импортерам приходится менять сроки заказов на азиатских фабриках, закладывать больше дней на логистику, так как «зимняя коллекция, приехавшая в феврале, уже никому не нужна», говорят продавцы. О работе в уходящем году рассказывают топ-менеджеры и владельцы ювелирной, книжной, обувной и одежной розницы.

Мария Бахонкина, операционный директор книжной сети "Буквоед":

— Для книжной отрасли год был непростым: дефицит бумаги, задержки тиражей, снижение покупательной способности в целом и новые ограничения. Всё это оказывает влияние на восстановление книжной индустрии после обвала в 2020 году.

В 2021 поток посетителей упал в Петербурге на 30%, в разных городах региона — от 20% до 30%, при этом конверсия выросла. Это может говорить о том, что потребительское поведение изменилось: теперь покупатели меньше гуляют по магазинам и приходят со сформированным запросом.

Несмотря на все сложности, мы завершили большой проект по обновлению магазина в центре Петербурга. После реконструкции открылся комфортный трёхэтажный книжный магазин на Невском пр., 46, куда жители и гости города могут зайти и без спешки изучить книжные новинки, выбрать понравившийся сувенир, канцелярию, полистать страницы, комфортно устроившись в кресле с видом на главную улицу Петербурга. С открытия магазина прошло почти 2 месяца, за это время мы получили много положительных отзывов. Также в 2021 году сделали упор на открытии новых книжных магазинов и расширении географии сети. В октябре открылся наш первый магазин в городе Апатиты Мурманской области. Кстати, этот "Буквоед" стал 700-м магазином объединённой розничной сети "Читай-город — Буквоед".

В этом году мы опять столкнулись с ограничением работы магазинов. С 30 октября до 7 ноября большая часть сети была закрыта для покупателей. Но, в отличие от прошлогоднего локдауна, часть магазинов смогла работать как пункты выдачи заказов из интернет-магазина.

Закрытие границ привело к смене портрета туриста и снижению туристического трафика. Иностранцев мало, но в Петербург приезжают туристы со всей России. В целом мы видим снижение покупательского потока не только в Петербурге, но и в других городах. Кто-то старается обезопасить себя и избегает посещения людных мест, кто-то полюбил покупки онлайн, а кто-то старается ограничивать себя в тратах. Именно поэтому мы активно развиваем сегодня социальную функцию магазина как пространства, куда хочется прийти и провести время с пользой и комфортом.

В следующем году мы нацелены на развитие сети не только в Петербурге, но и на Северо-Западе. По данным Всероссийского книжного рейтинга, в этом году именно Северо-Запад показал самый большой прирост в продажах книг онлайн. Мы поддерживаем стремление читать больше. В следующем году планируем открыть не менее 10 знаковых книжных и продолжим обновлять сеть в рамках ребрендинга. Сейчас у нас в сети "Буквоед" 153 магазина, 33 из которых работают уже в новом дизайне.

Также мы не останавливаемся в развитии онлайн-канала. В 2022 году планируем работать с каждой аудиторией покупателей индивидуально и будем развивать эксклюзивные проекты.

Михаил Уржумцев, генеральный директор ОАО "Мэлон Фэшн Груп" (управляет сетями Zarina, befree, Love Republic и sela):

— Как и весь ретейл, в 2021 году мы находились под воздействием пандемии COVID-19. Вместе с изменением привычного уклада жизни поменялись и потребительские привычки: после введения гибридного формата работы и удаленки вырос спрос на casual и домашнюю одежду. Также важным трендом стал более осмысленный подход к шопингу, стремление к рационализации трат, поиск выгодного соотношения цены и качества. Этот тренд характерен не только для России, подобное наблюдается во всём мире. У нас четыре абсолютно разных бренда (Zarina, befree, Love Republic и sela), покрывающих широкую аудиторию с точки зрения разнообразия стилей и ценовых предпочтений, поэтому компания находится в более выгодном положении.

Если говорить об итогах года для компании, отмечу, что даже в условиях ограничений и неопределенности мы показали уверенный рост. В 2021-й мы вошли уверенно: продолжили работу над расширением розничной сети и развитием онлайна. По обоим направлениям достигли существенного прогресса. Только за 9 месяцев года нам удалось открыть и релоцировать 67 магазинов. Что касается онлайна, его доля уверенно держится на уровне 30% от всех продаж Melon Fashion Group. Также мы продолжили работу по интернализации, выйдя на крупнейшую в мире e-commerce платформу Amazon с брендом befree.

Помимо этого, в этом году мы запустили принципиально новые концепты магазинов Zarina и Love Republic и первый fashion-гипермаркет befree общей площадью 1,2 тыс. м2. Думаю, можно смело назвать 2021 год удачным для Melon Fashion Group. В 2022 году мы продолжим активную экспансию собственной розницы и будем наращивать долю онлайна.

Илья Ярошенко, основатель и президент одежной сети Baon:

— Прошлый год был однозначно лучше 2020 года. Нам уже есть с чем сравнить. Хуже, чем локдаун на несколько месяцев, для бизнеса, связанного с торговлей, а тем более с розничной, сложно что-то придумать, если только не рассматривать крайние варианты: природные катаклизмы и войны, не дай бог! В прошлом году было очень сложно выбраться из финансовых сложностей, когда не было выручки и банки не хотели кредитовать бизнес.

В этом году для нас самой большой сложностью явились логистические проблемы и, как следствие, задержка прихода товара. Мы абсолютно точно на этом потеряли выручку, особенно в начале года. Но к осенне-зимнему сезону мы учли этот опыт: размещали заказы раньше, хотя и объемы были с перестраховкой на возможные локдауны (что и произошло в ноябре, но в лайт-варианте). Дефицит товара на рынке чувствовался. Сейчас наш фокус направлен на формирование новой структуры продаж, где онлайну отводится бо́льшая роль. В связи с этим приходится менять многое (ассортимент, функциональные обязанности части сотрудников, фокус в задачах подразделений), корректировать штатное расписание. Вместе со структурой продаж меняется структура расходов. Этот процесс небыстрый, с одной стороны. С другой стороны, нужно выстроить систему, которая сможет трансформироваться по ходу изменений. Помимо этого непростого процесса, сейчас белым пятном можно назвать внешнюю логистику. Из-за проблем в этой области приходится делать много очень затратных шагов: смещать сроки разработки коллекции и размещения заказов на производство, раньше вносить предоплаты.

В следующем году основной проблемой видится все та же нестабильность, как с точки зрения пандемии, так и в экономике: рост себестоимости, инфляция и уменьшение реальных доходов населения, внешнеэкономическая напряженность. Несмотря на все наши усилия, в закупках мы привязаны к валюте и заказываем бо́льшую часть товара в Азии. Ситуация с производством в России слишком медленно меняется.

В этом году мы продолжали работать над повышением эффективности бизнеса, но не всё ещё сделано, и задачи частично переходят на следующий год, хотя результат уже налицо. В 2020 и 2021 годах мы избавились от неэффективного. Развиваем новые направления и надеемся скоро увидеть результат.


Андрей Жирнов, совладелец сети магазинов "Лаборатория бега Runlab" в Петербурге (спортивные обувные бренды):

— Основной наш ассортимент — спортивная обувь и экипировка для бега. С одной стороны, рынок спортивной розницы можно назвать бенефициаром пандемии, так как из-за периодически закрывающихся фитнес-клубов, их ограниченной работы, а также невозможности выехать на зарубежные курорты и разнообразить свой досуг люди обратили внимание на занятия спортом на открытом воздухе, и мы ощутили значимый прирост покупателей, причем преимущественно за счет новичков в спорте. Очень показательна в этом плане наша услуга "подбор спортивной обуви". В последние месяцы запись расписана от и до. Мы получили хорошие объемы продаж в 2021 году по сравнению с 2020 годом: в офлайновой рознице рост составил 15%, в онлайне — 40%. У нас консервативный рынок, и кроссовки для бега обычно не приобретали по интернету, но из-за пандемии предпочтения меняются. Поэтому нам пришлось перенастраивать внутренние бизнес-процессы, набирать дополнительный персонал.

Но были и сложности. Основная проблема — это удлинившиеся сроки доставки товара. Нарушилась вся логистическая цепочка, и азиатские фабрики не смогли придерживаться оговоренных контрактом сроков поставок. Причем с этим столкнулись даже самые топовые мировые бренды. Раньше таких проблем никогда не было.

Вторая сложность связана с отменой большого количества спортивных мероприятий, в том числе одного из крупнейших — Московского марафона. Они напрямую влияют на продажи спортивной розницы: специально под эти ивенты люди обновляют экипировку, покупают спортпитание. Из-за отмен мы недополучили выручку.

Еще в прошлом году мы начали торговать новой для нас категорией — велосипедами. Но на рынке есть сложности с их поставками из-за нехватки навесных комплектующих, которые в основном поставляет японская компания Shimano (тросы, тормоза и т.д). У нас были парадоксальные случаи, когда приходил покупатель с миллионом рублей в кармане и говорил, что хочет крутой велосипед, а нам нечего было ему предложить. Рынок велосипедов — это тот случай, когда спрос превышает предложение.

Что касается планов на 2022 год, то мы продолжим развивать продажи велосипедов, считаем, что этот рынок имеет большой потенциал. Настраиваем работу интернет-магазина и оптимизируем сроки доставки. В этом году мы пробовали работать с несколькими курьерскими компаниями, и все они не справлялись с доставкой онлайн-заказов в срок из-за больших нагрузок. А люди привыкли уже к быстрой доставке, и ждать полтора дня клиенты не готовы, они хотят получить онлайн-заказ через пару часов. Поэтому мы будем искать какой-то другой вариант. Возможно, создадим свое подразделение и будем набирать в штат курьеров.

Я уверен, что 2022 году уже не будет столько отмен спортивных мероприятий, и благодаря этому надеюсь на существенный прирост продаж. Люди очень истосковались по ивентам. Это было видно, когда в Москве отменяли их, а в Петербурге нет, и казалось, что половина москвичей приехала в Питер для участия.


Владимир Трегубов, основатель петербургского бренда этичной верхней одежды Only Me:

— Для сезонного бизнеса, как наш, очень важна погода. В этом году не было такой аномально теплой зимы, как в 2019 году, поэтому для сегмента верхней одежды однозначно сезон был положительный: хороший спрос был по рынку в целом, и у нас была хорошая динамика продаж, план на год выполнили.

Требования к брендам с точки зрения маркетинга, особенно в fashion, увеличиваются с каждым годом. Поэтому я сам лично курирую работу отдела маркетинга и держу руку на пульсе, чтобы этот очень важный для нашей индустрии параметр был в идеальном состоянии.

В этом году компании исполняется 10 лет. Одной из наших ключевых задач была масштабная маркетинговая и PR-кампания, с чем, я считаю, мы отлично справились — одели топовых российских блогеров, стилистов, получили огромное количество публикаций и сюжетов, вплоть до Первого канала.

На 2022 год мы ставим более амбициозные цели, чем на 2021 год, по выручке и доходности, но не готовы афишировать свои бизнес-планы. Fashion — это очень динамичная индустрия, и эффективность зависит от быстрой реакции на происходящее.

Что касается тенденций, то до российской индустрии моды мировые тренды доходят не мгновенно, а через год-два. Мы следим за мировым контекстом и адаптируемся к нему с каждым сезоном, внедряем в свои процессы и коллекции.

Ключевыми трендами стали экологичность материалов, более технологичные позиции в ассортименте, этичность, устойчивое производство, отказ от меха животных, позитив, искренность.

Олег Семёнов, частный предприниматель (имеет магазин по продаже женской одежды и производство по пошиву):

— У меня магазин по продаже женской деловой одежды, аудитория — от 45 лет и старше. В основном ко мне приходят врачи, учителя, воспитатели детских садов, офисные работники. Среди них много постоянных покупательниц.

Прошлый год для сегмента деловой одежды был сложный: продажи и по рынку, и у меня очень сильно упали. Основная причина — смена структуры потребления из-за пандемии, покупательницы всё реже покупают платья. Например, ко мне пришла постоянная клиентка, воспитательница детского сада, за покупками и сказала, что на этот новый год покупать платье на утренник с детьми не будет, так как он пройдет в закрытом режиме, родителям нельзя присутствовать. До пандемии у меня 70% продаж приходилось на платья, а теперь только 25–30%. Из-за этого сократился и средний чек — с 5–6 тыс. рублей до 2,5 тыс. рублей, потому что платья стоят дороже, чем свитера, туники, брюки.

Еще одна из причин падения продаж связана с ухудшением ассортимента: производители одежды стали экономить на тканях из-за роста цен, поэтому в закупке предложение стало хуже по качеству и у́же по ассортименту. Некоторые небольшие производители закрылись. Например, я раньше закупал платья у одной прибалтийской компании, сейчас она перестала их отшивать, так как ткань сильно подорожала.

Последние 3 года я стал сам размещать заказы на пошив одежды у петербургских производителей, и каждый год доля собственной одежды у меня растет. Это позволило отказаться от посредников и увеличить маржинальность бизнеса. В планах наращивать объем производства и увеличивать долю оптовых продаж. Среди оптовых клиентов — небольшие бутики в спальных районах, у них уже своя сложившаяся клиентура. Владелец такого магазина знает всех своих покупательниц, понимает, кому подойдет та или иная модель. Кстати, пошив одежды на российских фабриках сегодня становится дешевле, чем в Китае.

Думаю о выходе весной на маркетплейсы, но не уверен, что для меня это правильный путь. На этих площадках все гонятся за ценой и оборотами. Я сам несколько раз отказывался от заказа спортивной обуви, так как при получении обнаруживал, что качество существенно отличается от того, что продается в фирменных магазинах этого бренда. Я думаю, что для маркетплейсов отшивают отдельные партии, которые хуже по качеству. В целом надеюсь, что следующий год станет намного позитивнее и эффективнее для бизнеса.


Вячеслав Корнилов, директор розничной сети Sokolov:

— 2021 год — это был год самой мощной трансформации ювелирного ретейла России. В разы выросла доля онлайна, на него в России приходится уже 17% рынка от общих розничных продаж ювелирных изделий. Доля продаж через онлайн-платформы у Sokolov составляет 30%. Рынок быстро консолидируется, на долю нескольких крупнейших игроков сейчас приходится до 50% продаж украшений.

Наша сеть в этом году выросла более чем в 4 раза, до 350 магазинов. С этим был связан и один из главных вызовов года: нам важно было получать самые лучшие локации в самых качественных торговых центрах. Цифра роста розницы говорят сами за себя, с этой задачей мы справились. Один из важнейших драйверов трафика нашей розницы — мобильное приложение Sokolov, которое скачали около 7 млн человек.

Мы стали еще ближе к клиентам. Отстроив в 2021 году собственную логистику, мы научились доставлять украшения за несколько часов в Москве, ближайшем Подмосковье, Петербурге и городах-миллионниках. Внедрили важнейшие инновационные проекты в уходящем году: smart jewelry (силиконовые браслеты с NFC-модулем, в который встроен функционал карты "Тройка"), виртуальную примерку и поиск украшений по фото на сайте, запустили Atelier by Sokolov (возможность заказа украшений по своему дизайну, а также чистку и ремонт украшений клиентов).

Важнейшей вехой уходящего года был старт наших франчайзи в Румынии, Молдове, Республике Беларусь и Казахстане и выход наших украшений на Zalando и Amazon в США и ЕС.

Главная задача на 2022 год — увеличение рыночной доли в России, которая уже превышает 25%, приход во все города с населением от 100 тыс. человек и открытие магазинов за рубежом, в частности в Германии. Также планируем открыть собственную розничную сеть в Казахстане.

Дарья Сизых, основательница обувного бренда COSHO:

— В 2021 году мы с командой запустили новый обувной бренд COSHO. Обувное производство в России, к сожалению, не так хорошо развито. Не хватает профессиональных сотрудников, фабрик, где можно было бы выполнять какие-то отдельные процессы, большинство качественных материалов завозится из других стран. Поэтому обувное производство — это определённо вызов для любой команды.

Тем не менее всё чаще можно встретить локальные бренды, которые делают линейки обуви в лимитированном количестве и уверенно занимают свою нишу на рынке. Такие бренды, конечно, занимают совсем скромную долю в общем обороте, но та тенденция, которую мы наблюдаем, вселяет надежду на постепенное развитие этого направления.

Ограничения последних двух лет определённо ускорили развитие онлайн, что, несомненно, даёт возможность любому новому бренду охватить большее пространство за короткий срок. Так, например, в своей стратегии мы делали фокус в первую очередь на Москву и Санкт-Петербург, при этом география наших клиентов всего за пару месяцев уже охватила Калининград, Казань, Астрахань, Самару и другие города. Так что следующий год мы также фокусируем своё основное развитие на онлайн и расширение географии.

У нас средний чек 12 тыс. рублей, рост как у нового бренда от 200 до 500% в год. По итогам 2022 года мы планируем увеличение товарооборота на 500% по сравнению с 2021 годом

Алексей Феликсов, генеральный директор ювелирной федеральной франчайзинговой сети «585*ЗОЛОТОЙ»:

— В Минпромторге считают, что в 2021 году рост оборота розничной торговли в России составит 10%, а онлайн-ретейла — 40%. В целом я согласен с прогнозом министерства: сеть «585*ЗОЛОТОЙ» подходит к финалу 2021 года примерно с такими же результатами.

В 2021 году мы разработали и открыли несколько уникальных для России торговых форматов: это магазины 585 Time Optics (в ассортименте две товарные группы: часы и солнцезащитные очки), 585*Diamonds (премиальный сегмент с изделиями из золота 750 и 585 пробы и драгоценными камнями), магазин с брендовой зоной восточных украшений «Дахаби». Кроме того, я открыл собственный люксовый бренд Feliksov Diamonds. Также сеть увеличивала количество магазинов, открытых по франшизе, сейчас их уже более 300 в России и Казахстане.

Мы первыми запустили новые каналы продаж — live commerce (стрим-торговля) и видеоконсультации. Это дало возможность увеличить число продаж и предоставить клиентам комфортный, безопасный и современный способ шопинга. Реализовали проект «Сервисный центр» и за год увеличили присутствие профессиональных ювелиров в магазинах сети в 2 раза. Собственные изделия мы обслуживаем абсолютно бесплатно.

Год мы завершаем на высокой ноте: в Москве 16 декабря открылся наш самый большой из крупнейших в России ювелирных гипермаркетов «585*ЗОЛОТОЙ». Его площадь 1100 м2, он объединяет сразу четыре собственных магазина: «585*ЗОЛОТОЙ», «Центр свадебных колец», 585*Diamonds и Feliksov Diamonds.

Что касается прогнозов, то при сохранении текущих биржевых трендов цены будут стабильны. В 2022 году мы не ожидаем сильных изменений. Это будет год закрепления ранее достигнутых успехов. При этом появится больше возможностей для проведения распродаж и акций с большими скидками. Продолжится миграция покупок из офлайна в онлайн, а значит e-commerce продолжит расти и развиваться.

В новом году мы сосредоточимся на развитии новых форматов магазинов и создания онлайн-площадок для всех суббрендов с целью сегментации аудитории. Также в планах расширение импорта мировых брендов и украшений ультрасовременного дизайна.

Мы продолжим развивать VIP-сервис заказа эксклюзивных ювелирных изделий из нашего каталога.

Наша новая реальность тесно связана с диджитализацией, переходом в онлайн, гибкостью стратегий и высокой скоростью принятия решений. Хочу пожелать всем коллегам успевать за этими изменениями, создавать проекты, на которые будут равняться, и не забывать о благотворительных инициативах, ведь сегодня «бизнес, который создает только деньги, —  это слабый бизнес». Пусть новый год с символичными цифрами «22» позволит нам удвоить усилия и результаты!

итоги года ретейл торговля
Другие статьи автора Читайте также по теме
Продуктовая розница пережила 2021 год непросто. Потребительский спрос был ограничен, а себестоимость продуктов и розничные цены на них росли. Об итогах ушедшего года и планах на будущее рассказывают игроки рынка.
Отельная отрасль Петербурга приходит в себя после провального 2020 года, но до восстановления рынка еще далеко: позитивную динамику в бизнесе отельеры ждут не ранее 2023 года.
Какой вид принял петербургский рынок труда к концу 2021 года, какие проблемы пришлось решать работодателям в течение года и какой они видят ситуацию с кадрами в 2022 году, «Новый проспект» узнал у работодателей и экспертов.

В январе в России ожидается пик заболеваемости "омикроном"
17.01.2022
Российская вакцина "Спутник V" признана в Австралии
17.01.2022
Ириновский проспект Петербурга планируют продлить до Всеволожска в Ленобласти
16.01.2022
В эксперимент по маркировке товаров включат детские товары и крепкий алкоголь
16.01.2022
Компания "Л1" миллиардера Павла Андреева построит на пр. Космонавтов жилой комплекс c пилястрами
16.01.2022
Песков: Россия может прекратить отношения с США из-за санкций против первых лиц страны
16.01.2022
В России впервые с 5 июля зарегистрировано менее 700 смертей от COVID-19
16.01.2022
Центр им. Гамалеи может создать вакцину на основе "дельты" и "омикрона"
16.01.2022
Путин проведет переговоры с президентом Ирана в Москве
16.01.2022
Новый автобус от станции "Ладожская" свяжет три густонаселенных района Петербурга
16.01.2022
Компания "Легенда" построит большой жилой комплекс на месте бывшего текстильного комбината
16.01.2022
Тиктокер соединил музыку Oxxxymiron и Уэста по желанию замглавы МИД Сергея Рябкова
16.01.2022
Глава "Нафтогаза" заявил, что Германия может получить преимущества после запуска "Северного потока — 2"
16.01.2022
Новый клип Шнурова о Петербурге набрал более 7 млн просмотров за 12 часов
16.01.2022
В Госдуме предложили ограничить продажу алкоголя в выходные дни
16.01.2022
Кремль отверг причастность России к кибератаке на сайты правительства Украины
16.01.2022
Песков рассказал о высокой напряженности на российско-украинской границе
16.01.2022
Число заражений ковидом в Петербурге подскочило вдвое за 4 дня. Достигнут максимум с начала пандемии
16.01.2022
Финансирование массового спорта в Петербурге в 2022 году увеличат в три раза
16.01.2022
В Петербурге объявили мобилизацию из-за угрозы вспышки "омикрона"
16.01.2022
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки