Прогноз позитивный. Отельеры и рестораторы ждут активную осень
Новый проспект
Мнения

Прогноз позитивный. Отельеры и рестораторы ждут активную осень

Прочитано: 8337

По данным комитета по развитию туризма Петербурга, только за первые 6 месяцев 2023 года город посетило более 4 млн человек, что на 10% выше, чем в аналогичный период 2022 года. «Новый проспект» спросил участников рынка, как у них прошел высокий летний сезон и каковы ожидания от наступающей осени.

Елена Рейзентул, генеральный директор отелей Hilton Expoforum и Hampton by Hilton в Петербурге:

— Лето было достаточно активным, мы увидели высокий спрос во всех сегментах. Мы привыкли, что ключевое мероприятие лета — Петербургский международный экономический форум, но в этом году также состоялся экономический форум «Россия — Африка». Это событие стало интересным не только из-за возможности увеличения дохода отелей, но и из-за получения ценного опыта работы с жесткими ограничительными мерами безопасности.

Особая радость лета — возвращение гостей из Китая. К сожалению, объемы еще далеки от объемов 2019 года, но этот сезон мы пока считаем пробным. Наши ключевые партнеры также прогнозируют увеличение спроса в дальнейшем.

Плечо бронирования, конечно, по-прежнему зависит от сегмента. Например, в индивидуальных бронированиях оно действительно остается коротким. А если говорить о крупных событиях в «Экспофоруме», то мы видим интерес групп задолго до начала мероприятия. Многие, зная все преимущества нашей локации, весьма заранее стараются забронировать номера и получить выгодные предложения.

Загрузка в этом году еще отстает от 2019 года, в основном из-за снижения иностранного туристического сегмента: сегодня это единственный сегмент, который не вернулся на допандемийный уровень, но уже стремится к нему.

Однако с 2022 года мы наблюдаем стабильный рост RevPAR (средний доход на номер), и у нас такие же оптимистичные прогнозы на 2024 год: мы уже сейчас превосходим наши бюджетные ожидания. Грамотная ценовая политика — один из инструментов, который помогает нам максимизировать прибыль.

На рынке в целом мы наблюдаем явное оживление. Лето показало положительную динамику и задало вектор на значительный прирост всех годовых показателей по сравнению с 2022 годом. Растет спрос на бизнес-мероприятия, а также интерес туристов, как иностранных, так и внутренних, к нашему городу. Все эти тенденции подтверждают и коллеги из других отелей.

А пока мы наслаждаемся сентябрем. Погода сейчас на нашей стороне, и мы получаем на выходные дни приток туристов. При этом мы уже полностью готовы к новогоднему периоду и финализируем собственную стратегию на следующий год.

Екатерина Егорова, генеральный директор ЗАО «Звезда Петергофа», гостиничный комплекс «Новый Петергоф»:

— «Новый Петергоф» отработал замечательно! У нас был очень насыщенный и загруженный летний период: мы загружали и свой конгресс-центр на 500 мест, и номерной фонд. По сравнению с прошлым годом загрузка увеличилась в среднем на 10%, а по сравнению с 2019-м — на 3–5%.

Цена на номер тоже выросла, но здесь оптимистичного прогноза дать не могу, потому что рентабельность бизнеса снижается, ведь очень сильно выросли цены на всё остальное, а максимальное повышение цены с нашей стороны приведет лишь к резкому снижению спроса. Поэтому мы осторожно повышаем цены, и рентабельность снизилась значительно. Поэтому, конечно, нам очень помогает то, что мы не облагаемся налогом НДС: если бы этот налог в 20% сохранился, то отрасль просто не смогла бы выжить.

Что касается осени, то в сентябре количество деловых мероприятий не снижается: сегмент MICE (область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий. — Прим. «НП») продолжает радовать нас большим объемом групп. Ждем активную осень и вовсю готовимся к Новому году, билеты на который гости уже покупают.

В этом году, как и в прошлом, наша программа будет посвящена путешествиям, но если в прошлом году мы с гостями «ехали» в нашем отеле на поезде «Петергофский экспресс», то в этом отправимся в «Большое плавание» на морскую прогулку: «поплывем» на комфортабельном лайнере в разные страны, пробуя разную кухню и встречая Новый год.

Николай Готко, сооснователь кофейной группы bolshecoffee roasters:

— Про осень и зиму 2022–2023 года всё уже было сказано: ужас и кошмар. В определенные месяцы падение выручки у многих игроков рынка доходило до 30–35%. Позитивная история началась с февраля-марта 2023 года: количество гостей стало увеличиваться, и к концу марта и в апреле мы это почувствовали во всех наших заведениях. С того времени и всё лето мы работали замечательно: видели большое количество туристов со всех городов нашей страны.

Что касается выручки, то еще летом 2022 года мы ее увеличили на 20% по отношению к допандемийному лету-2019. Лето-2023 прошло на уровне лета-2022. Однако есть исключение: наши новые заведения на Васильевском острове выросли по отношению к лету-2022 на 30%, и это очень много. Такого подъема мы не ожидали и очень этому рады.

Сейчас, к концу сентября, начал чувствоваться сезонный спад, но это логично: постепенно уходят террасы, и гостей становится меньше. Впрочем, это ощущается лишь в наших винных заведениях, а в кофейнях пока всё остается по-летнему.

Антон Агапов, директор по развитию сети апарт-отелей YE’S:

— Для всех апарт-отелей сети лето 2023 года было удачным. Средняя загрузка по сети в период июня-августа в краткосрочной аренде была 91%. Лидером по средней загрузке и ADR (среднему тарифу за номер. — Прим. «НП») был флагманский объект в Санкт-Петербурге «YE'S Марата» со средней загрузкой 97% и ADR 7362 рубля.

Доход в 2023 году по сравнению с 2022-м вырос на 99%. Такое увеличение дохода достигнуто за счет увеличения номерного фонда в сегменте краткосрочной аренды, повышения ADR и загрузки. RevPAR по сети в краткосрочной аренде вырос на 28%, в долгосрочной — на 11%.

Прогнозы на осень у нас также оптимистичные. В Москве начался сезон деловых мероприятий. Площадка «Крокус» почти всегда работает с загруженным календарем выставок, что обеспечивает высокоэффективную работу объекта «YE'S Митино». На площадке ВДНХ также повышенная активность, и объект «YE'S Ботаника» полностью распродан, например, на даты Junwex.

Сезон в Санкт-Петербурге сходит, конечно, на спад, но очень плавно из-за хорошей сентябрьской погоды в городе. Глубина бронирования немного увеличилась по сравнению с 2022 годом. Так, процент бронирований в последний момент (0–1 день) в 2023 году составляет 28% против 32,5% в прошлом году.

Поэтому настроение, судя по приведенным цифрам, прекрасное. Рынок пока загружен внутренним туризмом, география регионов посещения увеличилась многократно, потихоньку начинает ехать Китай, деловая активность и в Санкт-Петербурге, и в Москве на высоком уровне.

Виктория Шамликашвили, инвестор Hotel Indigo St. Petersburg Tchaikovskogo:

— Лето в 2023 году прошло, конечно, лучше, чем 2022-м, ведь тогда всё было очень нервно и непонятно, а сейчас люди уже поняли, что Петербург — это замена Европе, и для москвичей он стал некой отдушиной. Однако до 2019-го мы всё же недотянули фактически по всем параметрам: по выручке, загрузке, а главное — по RevPAR. Если в 2019 году летняя загрузка у нас составляла в среднем 85–90%, то в этом — 75–80%. По выручке и RevPAR параметры примерно такие же, потому что, хотя стоимость размещения немного выросла, расходы возросли значительно выше.

На самом деле именно это и является сейчас главной сложностью бизнеса: у нас галопирующе растут расходы, а цены отель поднять не может, ведь в этом случае нас неминуемо ждет падение загрузки, да и государство почему-то всё время пытается регулировать цены в отрасли.

Если говорить о прогнозах, то хотя окно бронирования остается коротким, мы всё же видим базовую загрузку на более длительный срок, хотя и не такой, какой был раньше. Поэтому, думаю, осенью ситуация будет такая же, как и летом: хуже, чем в 2019 году, но лучше, чем в 2022-м. В целом рынок находится в ожидании того, что будет. Иностранцев по-прежнему мало, и это не те иностранцы, к которым мы привыкли и которых российские туристы не могут заместить в полной мере.

Леонид Гарбар, создатель и совладелец гастробара GastroGarbar:

— О летнем сезоне в ресторанах говорили тогда, когда к нам приезжали иностранные туристы. Сейчас едут российские, но, согласитесь, турист из средней полосы Германии отличается по платежеспособности от туриста из средней полосы России (улыбается). Наши туристы идут чаще не в рестораны, а туда, где им более привычно: в кофейни, столовые.

В ресторанах хорошо себя чувствуют летние террасы: в теплую погоду там довольно большое оживление. Поэтому чем дольше в Петербурге сохраняется теплая погода, тем для ресторанов лучше.

Андрей Петелин, генеральный директор ООО «УК «Сититель», исполнительный директор ООО «Отель «Санкт-Петербург»:

— Сезон был хороший. Все показатели наших отелей («Санкт Петербург», «Октябрьская», Best Western Plus Centre Hotel) выросли по отношению к прошлому году. Рост RevPAR по нашим отелям составил от 15 до 20% год к году. Вклад загрузки и повышения цены приблизительно одинаковый: выросли и загрузка, и цена.

На осень прогнозы позитивные, сентябрь также продается лучше прошлого года. Плечо бронирования выросло, но оно по-прежнему небольшое. Какой-либо долгосрочный прогноз давать сложно. Из негативного — существенно, на 15%, выросли основные статьи затрат. Но пока у нас опережающий рост доходов. Считаю, что в целом по рынку Санкт-Петербурга коллеги чувствуют себя в основном хорошо.

Евгений Ларченко, основатель, идейный вдохновитель и совладелец ресторана Alice Garden, сети ресторанов «Коза Дереза» и клубов «РетроДискотека.ру»:

— Лето было хорошим. Причем у нас два ресторана в рекреационной и туристических локациях, где произошел ожидаемый рост, а вот два — в глухих спальниках, и они тоже показали очень хорошие результаты: не было даже намека на обычный для этих локаций сезонный летний спад. Средняя загрузка и выручка выросла примерно на 20–25% год к году, причем наполовину — по росту среднего чека (то есть за счет инфляции), а наполовину — за счет увеличения количества гостей. Наибольший рост показал ресторан Alice Garden — около 35%, потому что он «свежий» и еще только выходит на плановые обороты. По той же причине сложно сравнивать показатели этого лета с 2019 годом: тогда наши рестораны еще не работали на плановой загрузке, и рост по сравнению с 2019-м доходит до 100%.

В целом рынок до последнего времени чувствовал себя прекрасно, но это была некоторая эйфория, вызванная тем, что половину 2022 года закупочные цены снижались, а спрос и продажные цены оставались относительно высокими. Сейчас идет переоценка всех закупочных цен, а вот как будет реагировать спрос на подъем цен в ресторанах, большой вопрос. Плюс сюда добавляются трудности на рынке труда, которые тоже выльются в увеличение затрат. В общем, думаю, сейчас будет несколько месяцев турбулентности и, как следствие, перебалансировка финансовых моделей ресторанов. Какими будут новые точки равновесия и всех ли они устроят, покажет время. В первую очередь это будет зависеть от глубины девальвации.

отели рестораны туризм опрос
Другие статьи автора Читайте также по теме
Продавец как эксперт, а магазин как компетентный помощник в домашнем хозяйстве: куда движется современный ретейл, какие стратегии выбирают сетевые магазины и при чем тут искусственный интеллект, разбирался «Новый проспект».
Частный бизнес и государство активно инвестируют в формирование комфортной городской среды, в том числе в Петербурге. В чем смысл этой работы, как она влияет на общество и как рядовой гражданин может поучаствовать в трансформации пространства вокруг, разбирался «Новый проспект».
В 2023 году в Петербурге открылось 25 новых общественных пространств, а их общее количество достигло 106. Есть ли доходность у таких проектов, зачем девелоперы за них берутся и с какими проблемами сталкиваются, разбирался «Новый проспект».

Кремль: Путин позднее представит решения по начальникам управлений
13.06.2024
На Суворовском проспекте в Петербурге открыли новый итальянский ресторан Flori
12.06.2024
Пашинян заявил, что Армения выйдет из ОДКБ
12.06.2024
Минтранс сообщил о росте пассажиропотока на международных линиях на 24%
12.06.2024
Боливия предложила России начать экспорт вяленого мяса ламы
12.06.2024
Путин утвердил смягчение уголовной ответственности за нарушение авторских прав
12.06.2024
Российские миротворцы покинули Карабах
12.06.2024
РФ ведет переговоры об отмене виз с шестью странами
12.06.2024
Россияне смогут самостоятельно продавать заложенное по ипотеке имущество
12.06.2024
Лидер петербургского отделения «Справедливой России» Надежда Тихонова отказалась от участия в выборах губернатора
12.06.2024
Путин ратифицировал соглашение с Китаем о лунной станции
12.06.2024
Роскомнадзор рассматривает блокировку звонков из-за рубежа по умолчанию
12.06.2024
Путин продлил выплаты многодетным семьям на погашение ипотеки
12.06.2024
Путин поздравил патриарха с Днем России
12.06.2024
Путин подписал указ об изменении состава Совета безопасности России
12.06.2024
После отказа Турции от зерна из РФ российские поставщики сосредоточатся на Африке, Индии и Китае
12.06.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки