Председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, настоятель храма св. прав. Симеона Богоприимца в Скачках, протоиерей Александр Дягилев:
— Человек начинает верить в Бога, потому что своей волей обращается к Нему. И внешние факторы влияют, но не оказывают решающего действия. Люди в церковь приходят по трём причинам:
Первая — человек ищет Бога, пытается найти ответы на вопросы о жизни и смерти, понять, что хорошо, что плохо.
Вторая — из-за скорбей, проблем у себя или у близких. Человек ищет чудотворной помощи, особенно когда ситуация на грани.
Третья — так называемый культурный фактор: люди хотят приобщиться к вере предков.
Церковь не отвергает никого, однако в идеале люди, пришедшие в церковь по второй и третьей причинам, должны бы стать людьми, искренне ищущими общения с Богом. Церковь пытается им в этом помочь, но не всегда удачно.
Сейчас, в пандемию, возможно, люди стали заходить чаще в храмы и ставить свечи, но это не показатель.
В 2021 году люди стали чаще посещать церковь, чем в прошлом. В 2020 году вообще был отток людей по вполне понятным причинам — из-за локдауна.
Тогда многие храмы транслировали службы в интернете, общались с прихожанами онлайн, и в этом плане людей, которые приобщились к церкви, стало больше. Но сказать, что многие стали открывать свою душу Богу, — я бы так не сказал.
Кроме того, у некоторых людей появилось разочарование, что Бог не выполнил их просьбу, что несмотря на просьбы кто-то из близких умер. На фоне смерти близких люди стали разочаровываться в Боге и в церкви, хотя не все, кто-то к Богу через это пришёл... Вирус не пощадил никого: умирали даже праведные люди, священники, епископы. Однако церковь не учит, что цель Бога — исполнить все наши земные просьбы, она ищет нашего спасения в вечной жизни с Ним. Поэтому праведная жизнь не гарантирует земного успеха.
Что касается статистики по церковному браку. Количество разводов не уменьшилось. В первой половине 2020 года число разводов стало меньше из-за локдауна — люди сидели дома, но на вторую половину 2020 года число разводов сравнялось с количеством разводов в 2019 году. Люди оказались не готовы к постоянному взаимодействию, многие прятались в работу, приходили домой вечером, а оказавшись в четырёх стенах, столкнулись с проблемами. На помощь прийти было некому. И как только загсы открылись, количество разводов достигло своего пика.
Общая тенденция такова: число разводов в 2020 году оказалось на уровне предыдущего года. Количество браков резко упало. Возможно, это связано с тем, что люди сознательно отодвигают торжество, чтобы провести его максимально пышно, без ограничений.
Стали ли люди лучше? Возможно, кто-то и стал, у кого-то появились время и решимость для разговора с Богом. Но мы об этом не узнаем, потому что когда у людей всё хорошо, они предпочитают об этом не говорить всем вокруг, в отличие от людей с проблемами.