Приди-приди, инспектор!

Мораторий на проведение проверок в 2022—2023 годах изменил работу надзорных органов. Теперь в арсенале контролеров есть и такие «нестрашные» для предпринимателей и руководителей бюджетных учреждений инструменты, как предостережения и профилактические визиты. Как эти инструменты будут развиваться, рассказал директор департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России Александр Вдовин.

Уже больше года в России действует Федеральный закон «О государственном и муниципальном контроле» (ФЗ-248). Одна из его новаций — раздел, посвященный профилактическим мероприятиям. Согласно практике последних 2 лет, активнее всего контролеры используют два инструмента профилактики — предостережения и профилактические визиты.

Предостережения — это информирование бизнеса о возможных или незначительных нарушениях. В этом случае инспектор, по сути, указывает фирме на нарушение и объясняет, что нужно сделать, чтобы устранить ошибки или не допустить их. Так удается предотвратить серьезные нарушения без вмешательства в хозяйственную деятельность предприятия, а также без штрафов, проверок и приостановки деятельности.

В отдельных случаях бизнес очень серьезно воспринимает предостережения и даже пытается их обжаловать. У людей срабатывает рефлекс: раз государство предупреждает, а я ничего не нарушал, то надо просить, чтобы претензию отменили (хотя это и не претензия вовсе, а просто совет).

Безусловно, есть и те, кто не реагирует на предостережения, и тут нужны определенные меры. Например, не так давно, мы на юридическом форуме обсуждали, что тех, кто выполняет предписание и отчитывается об этом в контрольный орган, надо освобождать от административной ответственности. Возможно, этот механизм будет эффективен и в случае с предупреждением. Можно также сделать ответ на предупреждение обязательным. Но пока это всё на этапе обсуждения.

Профилактические визиты — тоже довольно эффективный инструмент. С начала года было проведено без малого 709 тыс. таких визитов. Это почти на 200 тыс. больше, чем за весь 2022 год.

А совсем недавно появился новый инструмент — профилактический визит контролеров по заявлению бизнеса. Раньше эта практика вызывала много дискуссий, но сейчас есть четкое понимание, когда стоит приглашать контролера для такой проверки, в каких случаях он может отказать, а в каких — нет.

Кроме того, в этом году мы ввели обязательные визиты контролеров в бюджетные учреждения дошкольного и общего образования. Они заменили плановые контрольные мероприятия. Это помогает избежать ситуаций, когда штраф за нарушения перекладывался из одного бюджета в другой, а директора вынуждены были вынимать деньги на штраф из других статей расходов: питания, ремонта и др. В итоге решили заменить плановые проверки на обязательные профвизиты.

Такой визит может длиться до 4 дней. В это время можно брать нужные пробы, общаться с сотрудниками бюджетного учреждения. Итогом визита становится предписание. То есть мы не штрафуем организацию, но все понимают, что неисполнение предписания чревато ответственностью. Потом мы анализируем изменения, собираем обратную связь и видим хорошие результаты: недочеты устраняются, а руководители бюджетных учреждений слушают советы инспектора.

Минэкономразвития собирается расширять перечень объектов, куда контролеры нанесут профвизиты. В обновленный перечень будут входить государственные бюджетные учреждения здравоохранения и бюджетные учреждения социального обеспечения детей.

Какие еще будут изменения? Надо понимать, что не всегда в бюджетных организациях есть возможность быстро исправить нарушения. Мы понимаем, что все ограничены в ресурсах и должны планировать использование каждой копейки. Особенно в этом смысле тяжело директорам школ, больниц, детских садов. Мы предлагаем предусмотреть возможность заключения соглашения между контрольным органом, регионом — учредителем бюджетного учреждения и самим учреждением о том, как именно нужно исправлять нарушения. Соглашение можно будет заключать на срок до 3 лет, чтобы учреждения могли планировать бюджеты. При этом будет разработана программа оценки того, как исправляются нарушения. То есть фактически предписания должны изменить форму и превратиться в механизм программы проверок. Если этот подход сработает, его можно будет масштабировать и на бизнес.

Мнение было высказано в рамках Всероссийского форума контрольных органов «ФКО-2023» в Петербурге

Актуально сегодня