Предвыборные детективы. Зачем Пригожину Навальный
Фото: Давид Френкель / Коммерсантъ
В Петербурге разворачивается прямо-таки политический детектив: в соцсети выбросили пачку фотографий, будто бы указывающих на встречу в отеле Sokos оппозиционного лидера Алексея Навального и бизнесмена Евгения Пригожина. Снимки появились в известном Telegram-канале «Незыгарь» с кратким комментарием: встреча-де состоялась около 13 часов дня, на 6 этаже отеля; позже Навальный уехал на автомобиле с таким-то номером, Пригожин пешком дошел до здания, в котором зарегистрирована его компания «Конкорд». На фото, впрочем, оба фигуранта лишь по отдельности, но в одном и том же месте, примерно (судя по деталям пейзажа) в одно время.
Если бы такая встреча состоялась, она бы перевернула мировоззрение очень многих людей.
И у Навального, и у Пригожина имеется определенный имидж, и они несовместимы в принципе. Один считается главным борцом с режимом, второй — чуть ли не главным этого режима слугой, не стесняющимся в средствах (и для кого из них такая встреча стала бы более губительной, на самом деле ещё вопрос).
Оппозиционеры уверены, что это провокация, хотя бы потому, что верить в такое им нельзя никак. Вокруг Алексея Навального уже давно громоздятся намеки о его тайных связях с властью, но до сих пор прямых улик представить никто не мог. И вряд ли он стал бы вдруг соглашаться на встречу, прекрасно представляя последствия и наверняка зная, что находится под наблюдением, — фотографии сделаны из автомобиля, вероятно, в процессе оперативной съемки.
Встречаться в отеле тем более странно, ведь Sokos — хороший отель и наверняка под завязку набит камерами видеонаблюдения. Если встреча была, то подтверждающие это записи (а возможно, и аудиозапись беседы) уже находятся в распоряжении тех людей, которые могут в любой момент слить их в сеть. Да и вообще встречаться в Петербурге им было необязательно: оба живут в Москве. В Sokos Навальный остановился; «Конкорд» действительно находится неподалеку, и Евгений Пригожин вполне мог проходить тем же маршрутом и зачем-то заглянуть в отель.
Мог, строго говоря, и специально поучаствовать, попозировать на крыльце ради такого случая.
Пресс-служба компании «Конкорд» подтвердила Би-Би-Си, что встреча была: якобы Алексей Навальный предлагал Пригожину «прекратить нападки со стороны ФБК (некоммерческая организация, сначала признанная иностранным агентом, а затем экстремистской организацией, запрещена в России) по теме школьного питания в обмен на лояльность на муниципальных выборах в Петербурге», на что бизнесмен дал суровую отповедь и не согласился. Но и такой нарочито прямой ответ может быть выдумкой.
Навальный говорит, что врет-де Пригожин. Тем не менее в ком-то зерна сомнения наверняка посеяны. История с фотографиями выглядит совсем не чужеродной в том наборе событий, которые разворачиваются в последнее время вокруг губернаторских выборов в Петербурге и сами собой складываются в мозаику.
Алексей Навальный прибыл в Петербург, чтобы встретиться со своими сторонниками и объявить об активном участии в муниципальных выборах. В Петербурге, пообещал Навальный, «развернётся настоящая война»; и в этой войне он явно не намерен оставаться наблюдателем. На той же встрече оппозиционер заявил о поддержке депутата ЗакСа Максима Резника* как кандидата в губернаторы и назвал его своим соратником. Говорят, за неделю до этого они встречались в Москве.
Максим Резник пока не говорил о планах выдвижения, но его выступление в ЗакСе во время представления вице-губернаторов — то самое, во время которого зал покинул и.о. губернатора Александр Беглов, — де-факто сделало из него претендента. Резник* остаётся, кажется, единственным видным петербургским оппозиционером, ещё не пытавшимся участвовать в выборах губернатора.
Необычным образом реагирует на происходящее Смольный.
Александр Беглов, и так поднявший своим демонстративным поведением акции Максима Резника*, ещё и ввязался в личную перепалку с депутатом: сказал, что тот будто бы призывал сдать Ленинград фашистам во время блокады. Резник*, естественно, объявил, что подаёт в суд. То есть противостояние Резник*-Беглов сложилось само собой задолго до выборов, и это не очень хорошие новости для других возможных оппозиционных кандидатов — Ксении Собчак и Бориса Вишневского*.
Вице-губернатор по внутренней политике Любовь Совершаева, выступая на региональной конференции «Единой России», открыто сослалась на выступление Алексея Навального: дескать, Петербургу тут объявили войну. Чем, конечно же, спровоцировала новые боевитые заявления оппозиционера. Кстати, на конференции Навального с трибуны поминал и спикер ЗакСа Вячеслав Макаров.
Да и то, что власти не стали чинить Навальному никаких препятствий для встречи, тоже занятно. Как показывает практика, снять зал для общения со сторонниками ему бывает непросто. События развиваются таким образом, что заставляют предположить: во-первых, в кампании, вероятно, собираются использовать сценарий «сильный демократический кандидат»; во-вторых, таким кандидатом режиссёры видят Максима Резника*.
Такой сценарий был бы чрезвычайно похож на сценарий выборов 2003 года, когда Валентина Матвиенко соревновалась с Анной Марковой.
В таком случае кампания сводится к соперничеству «московского варяга» и «защитника настоящих петербургских ценностей». Александр Беглов как человек, бывший свидетелем и даже участником событий тех лет, вполне мог (либо его окружение могло) рассудить, что это сработает и сейчас. А наличие идеи «противостояния Москве», как только что показали выборы в Приморье, способно повысить явку.
Впрочем, это может быть лишь одним из сценариев, который отстаивает та или иная группа близких к организации выборов людей. У других людей вполне могут быть и другие концепции, которые с тем же успехом участвуют в борьбе идей. История с фотографиями совпала еще и с сообщением телеканала «Дождь» (20 августа 2021 года включен Минюстом в реестр иностранных агентов) о том, что именно политтехнологи, связанные с Евгением Пригожиным, получили подряд на информационное сопровождение кампании Александра Беглова. Это известие было, однако, опровергнуто в ряде Telegram-каналов, сообщивших, что спор о том, кому «отдадут» кампанию, еще далеко не закончен. Новость о «встрече» Навального и Пригожина может, таким образом, быть отголоском этого спора. Кто конкретно кого здесь попытался дискредитировать, сказать сложно, но очевидно, что к петербургским выборам подключается все больше статусных персонажей, а значит они обещают быть более интересными, чем можно было предположить.
* Признан иностранным агентом