Пред****ное ощущение. Призрак ***** как будто потерял силу
Фото: Тарас Грень / wikimedia.org
В среду, 16 февраля, Россия должна вторгнуться на территорию Украины, если верить президенту США Джо Байдену, а точнее, журналистам, которым эти слова Байдена будто бы пересказали источники в его окружении. То есть получается, живем мы с вами последний мирный день.
Правда, можно ли этому верить, большой вопрос. Тут одно крупное уважаемое международное агентство недавно даже объявило, что вторжение уже и началось. Потом, конечно, новость убрали, объяснив всё ошибкой, но полчаса мир думал, что таки началось. А многие, не исключено, так и продолжают думать, не уследив за опровержениями. Мало ли чего там у них в Восточной Европе происходит.
Немного удивительно, что верить или не верить мы должны почему-то зарубежному агентству. Случись что, окажется, что вся информация была у них, а не у нас. Впрочем, во время расстрела Белого дома в 1993-м прямую трансляцию тоже вела только CNN.
Нечасто ведь так бывает, когда все заранее точно знают день, когда наступит катастрофа. И вот как себя в такой ситуации вести? Как-то же, по идее, надо. Что-то делать, стараться куда-то успеть, куда всё никак не успевал. Тут, когда конец света-то очередной проповедник объявляет, и то находятся последователи, а в ***** поверить куда проще. Нужно ведь заканчивать эту историю с Крымом.
Главным образом в это, кажется, верят в США. Вот как объявили уж 3 месяца тому, что Россия ее начнет, так с тех пор и стоят на своём. Даже европейские политики относятся к этому скептически: мы, дескать, немного не так трактуем сообщения разведки. И в Киеве тоже как-то не до конца верят. «Мы на сегодняшний день не видим, что широкомасштабное наступление Российской Федерации может происходить или 16-го, или 17-го числа», — говорит секретарь СНБО Украины Алексей Данилов. Президент Украины Владимир Зеленский с начала года уже в четвертый раз выступил с призывом не паниковать.
И при этом, заметим, европейцы всё равно вывозят из Киева своих дипломатов, авиакомпании облетают Украину, а украинские власти переводят полицию на усиленный режим и утверждают планы эвакуации граждан. И депутаты Рады на всякий случай убегают за границу, потому что мало ли, а вдруг американцы и правда что-то знают?
Посол Украины в Великобритании Вадим Пристайко даже сообщил, что вообще-то Украина может и сама отказаться от вступления в НАТО — лишь бы не было *****. Послу, конечно, тут же напомнили, что стратегический курс на вступление в Евросоюз и НАТО вот уже 3 года как записан в украинской конституции. Но тут даже не обязательно речь должна идти о переписывании основного закона страны, просто процесс стремления в эти организации неформально можно сделать бесконечным. Ну, или хотя бы подождать, пока власть сменится в России; Украина и так очень вряд ли попадет в НАТО раньше.
Россияне же перед лицом угрозы ведут себя флегматично. Ощущения катастрофы нет — есть ощущение недоумения. Популярность стрелковых секций не выросла. Гречку в магазинах народ не запасает, хотя даже перед лицом пандемии сметал с полок. Ну, может, конечно, оттого, что цены на продукты уже так выросли, что и на гречку не хватает, но все-таки вряд ли. Вроде бы нас последние несколько лет готовили к тому, что ***** неизбежна, а когда нам говорят, что вот, уже всё, враг на пороге, ничего специального отчего-то никто не делает.
Как будто потенциальный конфликт на Донбассе — это какая-то ***** Уругвая с Парагваем, которая особенно тут никого не касается.
Вероятно, гражданское население и должно так себя вести. В конце концов, какой с него спрос? Путин спорит с Байденом, Лавров — с британской коллегой Лиз Трасс. Принесите еще попкорна.
Повлиять на ситуацию россияне не могут никак. В 2014-м, когда под Донецком закипали бои, еще находились те, кто мог организовать демонстрацию за мир. Сейчас всех их уже, как сейчас принято говорить, «заблокировали»: кого с помощью уголовных дел, кто-то и так всё понял. Да сегодня уже трудно вообще представить, как может выглядеть «мир с Украиной». Хотят ли русские *****? А теперь уже черт его знает. Во всяком случае, кажется, не отказываются. Но, возможно, просто не задумываются об этом.
Но и милитаристского возбуждения тоже не наблюдается. Если у Кремля и был план вторжения, то пропагандистской артподготовки не видно, а без нее начинать ***** практически невозможно. После знаменитых статей Путина и Дмитрия Медведева об Украине градус риторики заметно упал, а не вырос.
Все те, кто 8 лет назад пламенно рвал глотку за Новороссию, тоже куда-то исчезли. Где вот, например, сейчас знаменитый байкер Хирург? Где крестные ходы с призывами покарать Америку? Почему не пишут музыканты новых воинственных песен? Зюганов c Жириновским как-то вовремя спрятались в больницах. Остальные депутаты, правда, внесли на рассмотрение Госдумы проект обращения к Владимиру Путину с предложением признать республики Донбасса — другими словами, самим похоронить Минские соглашения. Но это больше похоже просто на попытку подпрыгнув, помахать Кремлю рукой, чтобы там не забыли, что у нас еще и депутаты в стране имеются.
Проектов, кстати, два: от коммунистов и единороссов. Но они дословно повторяют друг друга. То есть и парламентариям, профессиональным политикам, лень хотя бы немного напрячься. Путин как бы в ответ поручает Сергею Лаврову продолжать переговоры. Всем, кажется, тоже нравится сам процесс.
Всё происходит как бы не с нами, в иной реальности — лишь на экранах телевизора и гаджетов. Медиатизация реальности сделала свое дело, и ничто не воспринимается массами иначе как очередное развлечение, даже призрак *****, который истрепался и потерял силу, разложившись на миллионы дебатов в соцетях. Но, возможно, это единственный доступный обывателю способ уберечься от психоза, охватившего престарелых мировых лидеров.