Лариса Холмова, соучредитель компании «Бон Тур»:
— Сергей Евгеньевич, несомненно, очень любит наш город, он очень опытный профессионал, но мне не хотелось бы оценивать конкретно его работу, потому что вряд ли всё зависит исключительно от него. Я лучше скажу о работе комитета по туризму в целом.
Мы как компания пережили этот кризис, нам оказывались определенные меры поддержки, давались правительственные кредиты — это всё было. Но у нас есть свое подразделение в Москве, мы там очень много работаем, и в сравнении с Москвой у нас всё не так прекрасно. Мы всегда были на первом месте по посещаемости, а сейчас оказались на четвертом, и это не просто так.
У меня такое чувство, что наш комитет всё же почивал на лаврах прошлого. То есть мы по-прежнему используем бренд культурной столицы, а ведь только этим притягивать гостей уже недостаточно. У нас развитые технологии, нам есть что показать, но мы эксплуатируем всё тот же бренд, считая, что этого вполне хватит.
Мы говорим о развитии промышленного туризма. Но давайте посмотрим, что для этого делает Москва, что делают другие города, где туристов приглашают действительно ведущие предприятия. Когда в Тобольске нас пригласил «Сибур», я была просто поражена: это засекреченное производство, нефтегазохимическая компания! Но ты можешь туда привести группу. А куда можно прийти у нас? На Императорский фарфоровый завод и еще два-три предприятия. Это не промышленный туризм.
Еще один пример. Нам объявили о предоставлении субсидий в целях финансового обеспечения затрат на организацию туристско-экскурсионных поездок для школьников, но я не понимаю, почему не было открытого тендера, как, например, это происходило в Ленинградской области, где все туроператоры были приглашены к участию. У нас этого совершенно не было.
Давайте посмотрим на наши выставки турпродуктов. Мы принимали участие в таких выставках в Петербурге, Москве, Узбекистане и в Индии, в Дели. Участие для представителей в Москве было бесплатным: ты проходишь конкурс, тебя выбирают и предоставляют стенд, где ты показываешь свой продукт. На московский стенд было не прорваться: люди туда идут постоянно. То же самое касается выставок в Узбекистане и Индии. И мы после этих выставок видим хороший эффект: мы уже принимаем у себя и узбеков, и турок, и других иностранцев. А чтобы принять участие на выставке в Санкт-Петербурге, мы должны были заплатить порядка 85–90 тысяч, но там по-прежнему увидели старую концепцию культурной столицы.
Наконец, хочу отметить недостаточную информированность о том, что происходит в городе. Люди узнают о мероприятиях в Петербурге лишь тогда, когда они уже прошли, в отличие от Москвы, где на сайте всегда можно увидеть, что и когда будет происходить. А ведь туристический Петербург должен быть не только для приезжающих к нам людей, но и для местных жителей, которые тоже хотят участвовать во всех городских событиях. И эти события происходят, но мы узнаем о них зачастую лишь задним числом.
Вот, думаю, всем этим и предстоит заниматься новому председателю комитета.