Получай, малыш, гранату
Инициативу Виктор Бондарев озвучил лично министру образования Ольге Васильевой. «Ребёнок боится автомата, ребёнок не знает, что такое граната, как её кидать. Ну разве это нормальное явление?» — возмутился он.
Нормально ли, что ребёнок не знает, как кидать гранату, или нет, — вопрос вообще интересный. Конечно, если исходить из общей концепции поголовной мобилизации, то ненормальное. Нападёт вот на нас враг из-за бугра, и тогда всем, включая детей (интересно, кстати, с какого возраста?), раздадут по связке гранат и отправят на передовую, на танки. А там выясняется, что дети кидать-то их и не умеют. Ну и всё, фронт прорван, вражеские танки мчатся к Москве, не встречая сопротивления.
Если же детям раздавать гранаты всё-таки не планируется, то непонятно, почему Виктор Бондарев концентрирует внимание министра образования на школьниках и не переживает от того, что далеко не всякий взрослый умеет кидать гранаты и стрелять из автомата. Нужно вводить обязательную военную подготовку для всех россиян, вплоть до предпенсионного возраста. А то и пенсионного. Иначе даже обученный школьник может попросту позабыть, как что делается.
И если уж дело дошло до участия гражданского населения в боевых действиях, значит враг уже вторгся достаточно глубоко, и речь идет о партизанской войне. Не надо ограничиваться навыками точной стрельбы. Нужно учить и школьников, и студентов, и взрослых пускать поезда под откос, перерезать линии электропередач и подсыпать отраву в колодцы по пути продвижения вражеской армии. Если понадобится взорвать мост, а ребёнок взрывному делу не обучен, это тоже ненормальное явление.
Пригодятся и навыки конспирации для работы в подполье, и умение рыть окопы полного и неполного профиля. Всему этому надо учить. Может, конечно, пострадать учебный процесс, но, если враг нападёт, литература с геометрией отступят на второй план. Как там Владимир Путин анекдот рассказывал: «И что ты ему скажешь: «Пол-второго?».
Вообще, логику Виктора Бондарева понять можно. Он воспитывался на рассказах о пионерах-героях и фильме «Неуловимые мстители», где нежного вида подростки хладнокровно убивают направо и налево не хуже профессиональных вояк, могут взорвать, могут зарезать и совершенно не испытывают никакой рефлексии. С точки зрения военного осваивать такие навыки для молодежи, наверное, куда полезнее, чем пялиться в дурацкие компьютеры и смартфоны.
Но по меркам общества XXI века, которое уже осмыслило уроки мировых войн (и стало от того каким-то мягкотелым), это всё-таки странная логика. После каждого инцидента со стрельбой в учебных заведениях, как, например, в Керченском политехническом колледже в октябре прошлого года, законодатели ужасаются и предлагают ужесточить правила продажи и хранения оружия. То есть естественным образом хотят подростков как-то от оружия отодвинуть. И одновременно их, получается, хотят, наоборот, обучить стрелять. Чтобы каждый школьник по крайней мере хорошенько знал, как это делается.
Вся надежда, видимо, на то, что инструктор объяснит, что стрелять можно только во врага. Это, конечно, гарантия. «Керченскому стрелку», наверное, просто никто таких вещей не объяснял.
Почему же тогда в 2007 году режиссер Владимир Меньшов с отвращением отказался вручать кинопремию фильму «Сволочи», в котором как раз рассказывалось о подготовке детей-диверсантов? Всё дело было только в том, что детей в фильме набирали из малолетних уголовников, а если бы это были отличники из хороших семей, то получился бы прекрасный патриотический фильм? Или просто за 12 лет многое изменилось?
Кое-что, впрочем, действительно изменилось. Рост милитаризма после присоединения Крыма заметен невооруженным глазом. Министр обороны Сергей Шойгу продолжает развивать свой проект «Юнармия»: уже был издан приказ о стопроцентном привлечении в ряды военно-юношеского движения детей офицеров, а недавно стало известно о планах минобороны создать отряды «Юнармии» на всех предприятиях ВПК. Но сейчас в движении числится 325 тыс. детей (такие цифры прозвучали недавно на заседании того самого комитета СФ по безопасности, который возглавляет Виктор Бондарев), а задача стоит привлечь 500 тыс.
Видимо, недостаточно активно дети записываются в ряды детища Сергея Шойгу. Нужно как-то их привлечь, дополнительно мотивировать, показать, как это здорово и интересно — уметь кидать гранаты. Лучше всего — просто внедрить такой предмет в обязательном порядке. Тогда «юнармейцами» с совсем небольшой натяжкой можно будет назвать всех школьников. Министр будет доволен.