Покой ей только снится. Отправят ли в отставку Валентину Матвиенко
Председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко прочат скорую отставку с должности: «Коммерсантъ» сообщил о том, что в ближайшее время её кресло может занять Сергей Нарышкин, бывший глава Администрации Президента и спикер Госдумы, а ныне руководитель Службы внешней разведки — а сама она в таком случае отправится, например, в Пенсионный фонд РФ.
В принципе, в Пенсионный фонд Валентина Матвиенко уже отправилась в буквальном смысле ещё пять лет назад, когда достигла предельного возраста пребывания на госслужбе. Недавно ей исполнилось 70 лет. Правда, возрастные ограничения для госслужащих в данном случае не действуют, так как председатель Совфеда относится к утверждённой отдельным указом номенклатуре высших государственных должностей (к примеру, председателю КС РФ Валерию Зорькину и вовсе 76 лет). Топ-менеджеры государства не считаются госслужащими, но дело не столько в возрасте, сколько в том, что судьба экс-губернатора Петербурга в последнее время активно обсуждается по естественным причинам.
Матвиенко делегирована в верхнюю палату российского парламента от Администрации Петербурга в 2011 году; на смену ей пришёл Георгий Полтавченко. А поскольку губернатор города сменился — и в сентябре пройдут выборы — очевидно, что новый градоначальник должен будет либо переназначить Валентину Матвиенко, либо не переназначить.
Между тем, покинув Смольный, Матвиенко сохраняла определённое влияние на петербургскую политику. Это проявляется и сейчас: к примеру, люди из её старой команды заняли несколько важных постов в правительстве (Эдуард Батанов стал вице-губернатором по инвестициям и транспорту, Евгений Елин — по финансам и экономике). Считается, что Валентина Матвиенко все эти годы оказывала покровительство спикеру Законодательного собрания Петербурга Вячеславу Макарову, так как именно он в своё время организовал для неё беспроблемное избрание муниципальным депутатом в МО «Петровский округ» и «Красненькая речка», сумев утаить от общественности сам факт выборов буквально до последнего момента. Cоответственно, в случае ухода Матвиенко с поста первым проигравшим, вероятнее всего, окажется именно Вячеслав Макаров, находящийся со Смольным в ситуации полуконфликта, связанного с борьбой за контроль над муниципальными выборами.
Новому сенатору уже не нужно проходить через выборы: это до 2012 года даже представители от исполнительной власти региона должны были непременно быть депутатами, хоть бы и муниципальными. По действующему порядку кандидат в губернаторы должен представить список из трёх кандидатов в сенаторы одновременно с подачей документов в избирком. Это произойдет в июне — тогда мы и узнаем точно, остаётся ли Валентина Матвиенко в Совете Федерации после сентября.
На Сергея Нарышкина не будет распространяться требование закона о пятилетнем цензе осёдлости в регионе; от него освобождены носители высших офицерских званий, а как директор СВР Нарышкин наверняка такое звание имеет. Впрочем, назначение может натолкнуться на юридические препятствия. Дело в том, что по действующему закону в случае досрочного сложения полномочий Валентиной Матвиенко в Совет Федерации делегируется следующий номер в списке, с которым губернатор шёл на выборы. А когда Георгий Полтавченко шел на выборы 2014 года, в его списке сенаторов после Матвиенко шли президент СПбГУ Людмила Вербицкая и ректор ИТМО, председатель городского Совета ректоров Владимир Васильев.
И.о. губернатора Петербурга Александр Беглов раньше в Петербурге не избирался и, соответственно, никакого такого списка не имеет. А в том случае, если ни одна из кандидатур предыдущего градоначальника не может быть наделена полномочиями члена Совфеда, губернатор должен назначить сенатором кого-то из депутатов регионального парламента.
Это, конечно, может быть и Вячеслав Макаров, которого наблюдатели упорно «отправляют» именно в Совфед; но председателем он стать вряд ли сможет, а Сергея Нарышкина тогда придется выдвигать через другой регион, где он встретит ровно те же препятствия. С другой стороны, Конституция с 2014 года дает президенту право назначить до 17 сенаторов своим указом. Но пока Владимир Путин этим правом ни разу не воспользовался, а порядок назначения таких сенаторов в законе «О порядке формирования Совета Федерации» не прописан.
Как возможные признаки скорого ухода Валентины Матвиенко можно трактовать её награждения: в конце марта её отметили орденом св. Андрея Первозванного, высшей государственной наградой России (она стала всего лишь 19-й по счёту награжденной, включая зарубежных лидеров), а в начале апреля — орденом св. княгини Ольги I степени (она стала первым полным кавалером высшей награды РПЦ). Нередко такие награды дают перед проводами политика на почётную пенсию.
Однако пока всё это напоминает спекуляции. Всего лишь месяц назад СМИ со ссылкой на источники в Кремле и Смольном сообщали, что Александр Беглов, напротив, собирается включить Матвиенко в список из трёх кандидатов. «Она останется. Ничего не изменится... она находится абсолютно на своём месте», — цитировал источники РБК. Комментаторы, на которых сейчас ссылается «Коммерсантъ», говорят о том, что «вероятность её ухода крайне велика».
Не стоит забывать, что и сам Александр Беглов до сих пор так и не дал ответа на вопрос, пойдёт ли он вообще на выборы.
Очевидно, вокруг государственного «поста номер три» ведутся споры и дискуссии. Но технические сложности в процессе замены сенатора от Петербурга могут заставить Кремль прийти к выводу, что даже если заменить спикера Совфеда придётся, то гораздо проще сделать это всё-таки по результатам выборов.