Покодите, не спешите
Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ
Дискуссия вокруг введения режима QR-кодов явно забуксовала. Единственное, что имеет значение для кремлевских администраторов, это имидж президента, а он оказался в неловком положении: опасно молчать, опасно и поддаваться протесту. Остается тянуть время в надежде на удачу.
Кажется, из затеи повсеместного внедрения QR-кодов ничего толкового не получается. Еще законопроекты на эту тему и близко не приняты, а в регионах началась маленькая гражданская война: в Татарстане, например, контролеры в первый же день режима проезда по кодам высадили из общественного транспорта почти 800 человек. Народ, конечно же, возмущается, и зачастую по делу: у многих, допустим, есть справка о первом уколе, а второй они сделать еще не успели. Запись на прививку, между прочим, далеко не мгновенная, да и медотвод, кому он положен, оформить — целая история.
Пассажиры в ответ тоже не теряются, несколько раз они атаковали кондукторов. Один из них напал с перцовым баллончиком. Ехать-то надо, и если для этого нужно драться, значит, так тому и быть. Права не дают, права берут.
Инциденты вокруг масок и QR-кодов случаются во многих городах: где-то люди устраивают потасовки в ответ на просьбу показать код, где-то наоборот водители и примкнувшие к ним сознательные пассажиры выталкивают из автобусов несознательных. Единичные случаи, но вместе они создают эффект масштабности. Еще одна проблема, встречающаяся в регионах — увольняются из-за нежелания вакцинироваться, например, те же самые водители и кондукторы, и транспорт встает.
Региональные власти начинают давать слабину: в Ивановской области уже отменили требование предъявить QR-код для входа в торговые центры. В Петербурге, говорят, тоже обсуждают отсрочку для ретейла и общепита.
Бизнес-сообщества шумят повсюду, от Дальнего Востока до столиц, умоляя смягчить режим. Жители осаждают блоги губернаторов и выходят на митинги. Причем выходят даже в маленьких городах, доселе на карте российских протестов никогда не отмечавшихся. Вторая удивительная деталь — полиция эти стихийные акции не разгоняет, хотя потом зачастую и начинает проверки, занудно указывая на несоблюдение социальной дистанции. Но кого-то, впрочем, для проформы арестовывают.
Сами власти нашумевшие законопроекты притормозили. Если поначалу депутаты собирались принять их оперативно, как любую инициативу от исполнительной власти, то довольно быстро передумали: Совет Госдумы решил не брать на себя ответственность и постановил сначала собрать мнения регионов, а также Общественной палаты, Счетной палаты и Совета Федерации. Региональные парламенты, правда, начали одобрять инициативу, но всякий раз — с подзабытыми уже дебатами между парламентским большинством и меньшинством, а в менее зависимых общественных палатах предложенные меры называют чрезмерными. Новички в Госдуме поспешили, конечно, выскочить с флагом на бруствер, но опытные единороссы, вопреки обыкновению, придерживают свое мнение. И сама Госдума собирается ввести у себя систему проверки QR-кодов на входе только в начале декабря.
Непонятно, что по этому поводу думает Кремль: Владимир Путин молчит, а Дмитрий Песков осторожно заявляет, что хотя, с одной стороны, сама идея QR-кодов «безальтернативна», над законопроектами «еще предстоит достаточно серьезная работа в парламенте с участием экспертов». Похоже, стоит ожидать корректировки жестких правил.
В принципе, это, скорее всего, не более чем маневр ради затяжки времени. Власть находится в выигрышном положении: до ближайших выборов далеко, и протест наверняка успеет погаснуть. Даже пенсионная реформа, вызвавшая куда большее недовольство, в итоге сошла власти с рук и не привела к потере позиций. Количество протестующих относительно невелико, и технически ими можно пренебречь, возможно, согласившись на определенные послабления. Плюс — не самый частый случай — на этот раз у власти есть в обществе довольно много и сторонников.
Единственное, что здесь важно, это имиджевый момент, а единственный человек, чей имидж волнует администраторов российского государства, это Владимир Путин, который неоднократно заявлял о том, что вакцинация должна быть добровольной и который пока еще не высказался публично сам о режиме QR-кодов. Да, во многих странах мира вводят или уже ввели даже еще более жесткие правила локдауна для невакцинированных граждан. Но разве мы хотим, чтобы было, «как в Нидерландах»? Согласно официальной риторике, это «у них» диктатура бюрократии, а «у нас» — свобода мысли, свобода выбора и свобода поиска решения.
«Я не поддерживаю обязательность, — рассказывал Путин, — потому что любое навязанное решение можно обойти. Ну, будут справки покупать… над законами думают сотни или тысячи людей, а над тем, как их обойти, думают миллионы. И они, как правило, выигрывают». Справки, естественно, покупают уже сейчас, здесь президент рассуждает точно, но, пожалуй, необычно, что он сам признается в том, что держит за потенциальных жуликов и обывателей, готовых купить справку, и медиков, готовых ее продать, а заодно не верит в возможность власти настоять на своем плане. Путин не доверяет народу — народ не доверяет ему.
На то же самое, то есть на добровольность (под которой подразумевается право на отказ) напирают и противники QR-кодов и вакцинации. Очевидно, идейно Путину близки именно они, и выступить против них — значит в какой-то степени переступить против себя, начать самому себе противоречить.
Здесь бы отмолчаться, отделаться демонстративной ревакцинацией — жестом в пользу прививок, но от Путина ждут окончательной ясности. Инициатива формально исходила не от него, а от правительства, и президент в таких случаях обязан выступить арбитром, но он, по-видимому, не понимает, как реагировать, а значит не понимают и губернаторы, не получающие четкой ориентировки.
Коммунисты объявили о подготовке обращения в Конституционный суд, и если до сих пор КС всегда исправно выступал в поддержку Кремля, то сейчас его председатель Валерий Зорькин уже выступил со статьей, где вполне прозрачно критикует попытки давления на граждан.
«Опасность произвольного вторжения законодателя в сферу конституционных прав человека резко возрастает в условиях усиления террористической активности, социально-экономических, экологических кризисов и пандемий, — пишет Зорькин. — В подобных ситуациях у органов государственной власти возникает большой соблазн пойти по пути ограничения прав граждан в целях защиты прав и законных интересов других лиц… Однако жизнь показывает, что этот более легкий путь далеко не всегда бывает верным». Здесь читается предупреждение: Конституционный суд не вполне готов защищать правительство.
Опасно молчать и тем самым поощрять ограничения — вдруг возмущение граждан умножится на рост цен и перекинется на главу государства? Путин привык в таких случаях защищать недовольных, как в случаях с экологическим протестом в Шиесе или даже со строительством храма в центре Екатеринбурга. Но здесь протест не локален, поэтому не менее опасно и поддаваться: что если «глубинный народ», заставив власть отступить, осознает свою силу и завтра потребует чего-нибудь еще? Кремль отточил до автоматизма борьбу с политической оппозицией, но в этих протестах не присутствует ни Навальный, ни иностранцы, а роль «доброго царя» имеет свои пределы.
О, если бы Навального не посадили и он сейчас выступил бы против QR-кодов, какое бы это было подспорье для агитаторов! Но в этот колодец уже плюнули, ответственность переложить не на кого. Единственное, на что остается надеяться, так это на то, что само пронесет: пока законопроекты обсуждаются, заболеваемость авось пойдет на спад, тут-то и можно будет отказаться от радикализма в инициативе с чистой совестью.