Подсказка для инвестора. Власти Ленобласти объяснили, где нужно строить гостиницы

Правительство Ленобласти разработало и представило общественности схему самых перспективных районов региона для создания туристической инфраструктуры. «Новый проспект» спросил участников рынка, нужна ли им такая поддержка властей и что они думают о текущем положении дел в рекреационной сфере.

В Ленобласти есть десять территорий, где, по мнению чиновников, перспективно строить отели и базы отдыха. Условно они называются точками роста. В их числе — Выборг, включая песчаные пляжи Финского залива и Ладожские шхеры, озёра Карельского перешейка, Тихвин и Старая Ладога, а также юг Ленобласти, включая Гатчину.

Эксперты Агентства экономического развития Ленобласти (АЭРЛО) также подсчитали дефицит гостиничного предложения в каждой из этих локаций. «Идет поиск площадок с высоким природно-рекреационным потенциалом (лес, водоемы). Планируется создание шести инвестиционных лотов, в виде участков с предварительными концепциями, которые максимально соответствуют балансу спроса и предложения (3 крупных и 3 малых объекта)», — пояснили в АЭРЛО.

Проекты получат полное сопровождение через систему поддержки «Зеленый коридор для инвестора». «Благодаря детальной проработке мы ожидаем всплеск инвестиционной активности и быструю реализацию проектов для покрытия спроса», — заявили в АЭРЛО.

Кроме того, уже есть примеры, когда инвесторы меняли концепцию запланированных проектов в соответствии со стратегией. Например, меняли целевую аудиторию на премиум сегмент.

Инфографика: Константин Мшагский, «Новый проспект»

Анастасия Михальченко, глава Агентства экономического развития Ленобласти (АЭРЛО):

— За прошлый год Ленобласть посетили более 6 млн человек, что на 23% выше по сравнению с 2021 годом. Но существующее предложение по местам размещения в регионе часто не соответствует ожиданиям туристов. Чтобы решить проблему, активно привлекаются инвестиции в отрасль. На сопровождении в АЭРЛО — 14 активных проектов с объемом инвестиций 16 млрд рублей. В результате их реализации будет создан номерной фонд из 2331 номеров (43 455 м2).

Правительство Ленобласти активно реализует проекты по развитию туризма в регионе: создание экологических троп на особо охраняемых природных территориях, разработка национальных

и межрегиональных туристских маршрутов по достопримечательностям региона и др. В 2022 году была запущена программа «Туризм47», направленная на комплексное развитие индустрии гостеприимства и рекреационного туризма в регионе. В рамках этой программы мы провели исследование и выявили дополнительный гарантированный спрос на места размещения — 2500 номеров. Не хватает качественного номерного фонда, который соответствует современному уровню сервиса и ожиданиям туристов. Точки роста для размещения новых объектов были отобраны исходя из транспортной доступности, рекреационной привлекательности, наличия других «изюминок» места, ради которых едут туристы. Всего таких точек 10. Фактически за инвестора был пройден первый, самый сложный исследовательский этап вхождения в бизнес. Тем не менее остается существенная проблема. При всем разнообразии территории строить отели негде, так как доступные участки — это земли Гослесфонда. Поэтому Ленобласть выступает с предложением внести изменения в федеральное законодательство в части упрощения перевода земель лесного фонда в особо охраняемые территории под рекреационные цели. Важно, что в этом случае можно будет использовать земли только под туристические объекты. Рекреационная функция территорий будет сохранена.

Анастасия Бусарова, генеральный директор туристической компании «КарелияГид»:

— Наша компания специализируется на организации туров в Карелию, также мы продаем партнерские программы, включающие экскурсии по Ленинградской и другим областям Северо-Запада, а также в Петербург. Могу отметить, что в Карелию часто ездят граждане, которые уже не первый раз обращаются к нам, то есть многие стараются повторить такие туры.

Что касается других субъектов РФ на Северо-Западе, то, например, туда часто ездят россияне из других регионов, которые готовы потратить на изучение Северо-Запада весь отпуск и посмотреть Петербург, Карелию, Ленинградскую и Новгородскую области.

Что касается вопроса о дальнейшем развитии внутреннего туризма, то все будет зависеть от ситуации в стране в целом. Например, в феврале прошлого года заметный спад продаж был. Туры практически не покупали в течение двух недель. Но это было не критично для нас и отрасли, поскольку в феврале обычно спрос на туристические поездки не слишком высок. К лету турпоток восстановился, возможно, частично из-за того, что поездки за границу были ограничены. После объявления мобилизации осенью прошлого года ситуация ухудшилась. Падение продаж составило 40%, и спрос до сих пор не восстановился. То есть продажи в апреле 2023 года были на 40% ниже, чем в апреле 2022 года и так далее. Ситуация пока не меняется, к сожалению.

Я думаю, что спрос не восстанавливается из-за того, что россиян гораздо больше, чем раньше стала беспокоить нестабильность в экономике и политике. Поясню. Раньше граждане достаточно часто были готовы путешествовать, как говорится, на последние деньги. Они понимали, что вернутся из отпуска, получат зарплату, и все будет нормально. Сейчас же они, судя по всему, считают, что не могут себе такого позволить: непонятно, что будет с работой и так далее. Кроме того, у всех и понятие «последние деньги» разное — это может быть и 100 тыс. рублей, и 20 тыс. рублей. Но туристическая отрасль обязательно восстановится, если в стране все будет более-менее стабильно.

Юнис Теймурханлы, владелец отеля «Гельвеция»:

— Проблема в том, что в Петербурге поток туристов сократился в 2,5 раза по сравнению с 2019-20 годами, в первую очередь из-за отсутствия иностранных гостей. Фактически у нас сейчас только туристы-россияне, что приводит к обострению конкуренции на рынке отелей. Поскольку предложение по размещению гостей города существенно превышает спрос. В итоге, если спросить разных участников рынка, кто-то скажет, что у него с загрузкой все хорошо, а кто-то скажет, что ужасно. Можно говорить о том, что неплохая ситуация у компаний с эффективным менеджментом и хорошей клиентской базой. В то время как у ряда отелей разнообразные проблемы: смена собственников, уход управляющих компаний, проблемы с операционным управлением (в том числе, на фоне текущего кризиса). Сейчас как никогда справедлива фраза «выживает сильнейший», поскольку о восстановлении потока иностранцев в Россию говорить не приходится и рассчитывать на это точно не стоит. Кроме того, ожидать, что в ближайшее время вырастет поток российских туристов, тоже не стоит, потому что отложенный на фоне эпидемии ковида спрос уже практически полностью реализован. Это произошло еще в прошлом году. Далеко не все туристы готовы ездить в одно и то же место, например, в Петербург, несколько раз.

Напомню, что обычно есть волнообразные колебания загрузки отелей, раньше летом все гостиницы были заполнены. Сейчас такого нет, часть отелей не загружены. То есть в гостиничном сегменте резкая поляризация игроков, которой раньше не было никогда.

В такой ситуации рассчитывать на реализацию новых проектов не стоит: я знаю несколько примеров, когда инвесторы хотели построить новые объекты в Петербурге, но сейчас заморозили проекты.

Алексей Мусакин, член совета директоров и управляющий партнер Cronwell Hospitality Group, вице-президент Российской гостиничной ассоциации:

— Если говорить про Петербург, то сейчас есть спрос на отели массового сегмента. В то время как у отелей высокого ценового сегмента есть проблемы с загрузкой. В принципе они всегда и были рассчитаны на проживание иностранных туристов либо граждан, которые приезжают на мероприятия. Иностранных туристов у нас сейчас нет, мероприятий стало заметно меньше — отсюда и проблемы. На ПМЭФ-2023 загрузка отелей, кстати, была меньше, чем обычно, потому что число его участников сокращается.

Соответственно, держатся на плаву не слишком дорогие отели, которые работают с сегментом b2c — с семьями и индивидуальными туристами. Если вспомнить, о чем говорилось на ПМЭФ, то речь шла об акценте на развитие инфраструктуры массового спроса. То есть власти готовы поддерживать создание гостиниц, баз отдыха уровня 3-4 звезды, то есть объектов для так называемого доступного отдыха. Если говорить про загородный отдых, то тут просматривается новая тенденция: их посетители готовы платить за отдых и покупают определенные пакетные предложения. Но сейчас участники рынка отмечают, что отдыхающие перестали тратить деньги на какие-то услуги сверх уже оплаченного пакета. Например, если в пакет включено трехразовое питание и бассейн, то отдыхающий посещение СПА-центра и массажи уже не берут, как раньше. То есть россияне готовы тратить деньги на отдых, но не готовы увеличивать запланированные расходы.

Если говорить про развитие туристической инфраструктуры в загородном сегменте, то новые проекты уровня «пяти звезд» будут появляться скорее всего в Карелии. В Ленобласти, например, ожидается строительство объектов уровня 3-4 звезды. Я думаю, что усилия Ленобласти по созданию карты размещения возможных туристических объектов будут достаточно эффективными для привлечения новых инвесторов.

Георгий Богачев, владелец базы отдыха «Илоранта»:

— Я бы разделил туризм, который предполагает достаточно активное перемещение по интересным местам, от загородного отдыха, подразумевающего отдых на одном месте, на определенной базе отдыха, например. Спрос вот на такой стационарный отдых, как я наблюдаю и у себя, и у коллег, сейчас снижается. Если брать нашу базу отдыха, то загрузка у нас достаточная, но таких очередей на бронь, как раньше, уже нет. Похожая ситуация и у других объектов стационарного отдыха в Ленобласти.

Мне кажется, что просто россияне уже устали от вот этого отдыха на природе и сидения на одном месте, которое было так востребовано в ковидные времена. Сейчас, когда потребность перемещаться уже не ограничивается, люди стремятся путешествовать, по разным направлениям. Да, Европа закрыта, но можно поехать в Азию, в конце концов, по России и так далее. Поэтому сейчас в РФ, возможно, на подъеме будут классические гостиницы либо СПА-отели, предлагающие недешевый отдых. И именно сейчас я бы поостерегся инвестировать в объекты для стационарного отдыха.

Ольга Шарыгина, вице-президент Becar Asset Management:

Туристический поток в Петербурге полностью не восстановился до допандемийного уровня. Приходится работать над привлечением гостей. Отсюда — повышение уровня конкуренции. В Ленинградской области сейчас (в сезон) всё хорошо. Там скорее, обратная история: конкуренция идет среди туристов, кто успел — то и снял.

Турпоток можно увеличить за счет новых инвестиционных проектов и за счет повышения качества некоторых текущих. Проекты заявляются регулярно. Надеюсь, их станет больше в течение ближайших 5 лет.

Не вижу причин, почему внутренний туризм не должен и не может развиваться. В первую очередь, конечно, это Черноморское побережье, Петербург и Москва. Отличный потенциал у Калининградской области, Казани, Камчатского края, Алтая, Байкала, они активно развиваются и обязательно продолжат этим заниматься. Кроме того, есть малые исторические города — города Золотого кольца и Серебряного ожерелья, есть Мурманская область и Карелия. Перечислять различные направления можно достаточно долго. Очень многое будет зависеть от формирования и продвижения туристических продуктов в этих регионах. В принципе, туристы которые едут в Петербург и Ленобласть отличаются друг от друга. Туристы, приезжающие в Петербург — это туристы из регионов или других стран. Туристы в Ленобласти — это чаще всего граждане, которые приезжают из Петербурга. Кто-то едет за культурой и красотой города, а кто-то бежит из урбанистических пейзажей поближе к природе.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня