Почему железобетон не едет в Швецию
Поделитесь публикацией!

Почему железобетон не едет в Швецию

Почему железобетон не едет в Швецию

Очевидный кризис на местном рынке железобетона, вызванный снижением доходности, подсказывает два простых выхода из сложившейся ситуации: это увеличение объемов продаж и сокращение расходов. Но жизнь показывает, что пути к ним сложны и тернисты.

Один из способов увеличения продаж это экспорт. Почему бы и нет? У наших заводов технологическая база «западная», качество на европейском уровне, мощности огромные, а после девальвации рубля цены в валюте низкие. Между тем в Швеции и Финляндии наблюдается строительный бум и нехватка продукции. При этом разница в ценах впечатляющая: если у нас внутренняя стеновая панель стоит до 50 евро, то там  70-90 евро. Казалось бы, сертифицируйся быстрее, заключай контракт и загружай производство.

Пару лет назад так и поступил завод «ФиннПанель»: заключил контракты на поставки панелей в Швецию и Финляндию.

Был ли этот опыт успешным? И почему он не был подхвачен другими заводами?

Как руководитель экспортной организации сразу отвечу на первый вопрос. Опыт «ФиннПанель» я считаю удачным. А прекращение экспорта было связано со сменой собственников, которая привела к дезорганизации управления и естественным внутренним конфликтам.

Гораздо интереснее разобраться, почему экспорт «не пошел» у других производителей. Тем более, что для местных собственников этот вопрос более актуальный, чем для инвесторов из далекой страны.

Может, экспорт стал физически невозможен? Нет, это не так. В настоящее время одно из предприятий Петрозаводска успешно отгружает железобетон в Финляндию. Есть пример налаженного экспорта вентиляционных блоков из-под Выборга. Была также информация о начале экспорта газобетона из Ленобласти в Великобританию, а также о продаже металлической сетки в Финляндию. То есть можем, если захотим.

Но это со стороны все просто. А на деле поставка стеновых панелей за рубеж  очень сложный процесс, требующий напряженной работы всего коллектива завода на каждом технологическом участке. Это сертификация, поиск и сопровождения заказа, снабжение, производство, логистика, финансы.

При этом экспорт не решает вопрос полной загрузки местных заводов. 

В странах Прибалтики отсутствует спрос. Там отрицательные показатели прироста населения, строительная отрасль не растет, а заводы сами поставляют продукцию в Скандинавию.

Экспорт в Швецию ограничен логистикой. Например, из Прибалтики и Польши панели доставляют туда на панелевозах паромами. А у нас нет с этой страной паромного сообщения. Единственный контракт «ФиннПанель» с латвийским генподрядчиком на поставку железобетона в Швецию хоть и был успешным, все же остался «экзотикой»: поставки панелей осуществлялись большими объемами (по 200-300 штук) с помощью барж. Это требовало организации складирования и перевалки в портах, а также отвлекало большие оборотные средства на страхование и обслуживание контракта.

Для наших же портов обслуживание подобных грузов  дело исключительное. Поэтому стоимость портовых сервисов была в 3-4 раза выше, чем в порту Клайпеды. Кроме того, погрузка на баржи в мореходный сезон сопряжена с большим риском побить продукцию во время шторма. Я уже отметил, что для нашего клиента поставка была удачной, так как пришли «битыми» всего четыре панели, а не четверть партии, как было в случае с одним из наших конкурентов.

Так что ставку на экспорт в Швецию можно не делать вообще. Остается Финляндия. А в Финляндии хоть объемы спроса и большие, но это в масштабах всей страны. А в каждом отдельном случае «средний чек» контракта оказывается в 3-4 раза ниже, чем на российском рынке, поскольку в Финляндии просто дома меньше.

Вот почему экспорт не решит проблемы загрузки больших заводов Петербурга и Ленобласти — масштабы не те.

Но он может стать дополнением к основной деятельности.

По моим расчетам, местное производство панелей в объеме менее чем на 700 млн рублей в год  дело убыточное, если производить только панель. А экспортный потенциал одного завода  это 3-4 контракта на 1-1,5 млн евро в год. То есть экспорт в принципе не может составлять более 15% от объема выручки всего завода. И это в самом лучшем случае.

 

Возврат к списку