Виталий Никифоровский: «Кому нужна битва за мертвый Дом Басевича»
Новый проспект
Мнения

Виталий Никифоровский: «Кому нужна битва за мертвый Дом Басевича»

Прочитано: 2274
Виталий Никифоровский: «Кому нужна битва за мертвый Дом Басевича»
Вице-президент ГК Springald Виталий Никифоровский о парадоксальном появлении Дома Басевича в Петербурге, странной логике градозащитников и «синдроме вахтера».
Моя демонтажная компания давно и вполне продуктивно работает в историческом центре Петербурга. До последнего времени наши проекты шли обыденно и скучно: подготовка документов, вывод техники, снос объектов — и всё. Градозащитники то тут то там подавали голос, но тишина наступала очень быстро. До скандалов не доходило. Таков мой опыт. Но в городе вокруг объектов реконструкции иногда разворачиваются настоящие голливудские боевики. 

Только улеглись страсти вокруг Конюшенного ведомства, которое так и не отдали инвестору, чем обрекли на медленную смерть, и вот новый сюжет под названием «битва за Дом Басевича». Смотрю за его развитием и понимаю, что не могу молчать. Но обо всем по порядку. Сначала небольшой исторический экскурс для погружения в тему.

  Несчастный дом Басевича, о котором пойдет речь, расположен на Петроградской стороне, на Большой Пушкарской ул., 7. Этот дом в 1912 году построили архитектор Алексей Зазерский и его помощник Иван Басевич. Фасады здания были решены в стиле модерн. К слову, современники были не в восторге от архитектурных решений этого здания. Когда строительство завершилось, в дом въехал сам Иван Басевич: его инженерно-строительная контора заняла первые два этажа. Остальные площади были отданы под доходный дом, где проживали рабочие строительных артелей. 

  Больше века дом простоял без ремонта. Его расселили как аварийный. В 2013 году там случился пожар, после которого заговорили о необходимости капремонта, но дело с мертвой точки не сдвинулось. А в 2014 году Академия танца Бориса Эйфмана неожиданно выказала намерение использовать здание под интернат для своих учеников. В проекте появился инвестор, а значит, деньги. И тут началось…

 Легенда на ровном месте

Дом, который до этого был абсолютно никому не интересен, стал на глазах превращаться в знаковый объект. Пытливый ум может воспользоваться поисковиками и убедиться лично, что до 2017 года никакого Дома Басевича в природе не существовало. Не было его и в исторических хрониках. Был просто старый дом с адресом. Впервые название «Дом Басевича» появилось в 2017 году после нескольких синхронных публикаций в СМИ от активистов градозащитного движения. Причем в этих заметках сами градозащитники признавали, что все ценные элементы планировки, декора и строительных решений (за исключением фасадов) здание утратило. Что неудивительно, ведь с 1917 года его использовали как общежитие. Советская инженерная мысль особой ценности в этом доме не видела. К нему даже пристроили лифты.

Общага в стиле модерн

Когда уже в новейшей истории люди с деньгами проявили к этому зданию интерес, возникло логичное и рабочее предложение: здание разобрать, фасады восстановить, внутренние объемы перестроить. Почему не реконструкция в прежнем виде, спросите вы. Ответ прост: старый доходный дом для современной жизни совершенно не годится. За фасадами в стиле модерн скрывается жуткая общага, где один-два санузла на этаж, никаких душевых и ванн. Ни в одну современную санитарную норму эти помещения не укладываются: ни по инсоляции, ни по вентиляции, ни по пожарной безопасности. Добавьте сюда деревянные перекрытия, изъеденные пожаром и грибком, а также контур дома, который последние 5 лет был открыт всем дождям и морозам, и станет понятно: здание мертво. 

«Синдром вахтера» в действии 

Тем не менее вполне рабочий проект, разработанный весьма уважаемыми людьми в архитектурно-строительном сообществе — мастерской «Проектная культура» Владимира Григорьева, наткнулся на бешеное сопротивление градозащиты, которая заявила, что здание можно отремонтировать (на самом деле нельзя). Для защиты здания был организован флешмоб, и все СМИ города об этом написали. Волна негатива ширилась, со всех сторон неслось: «Не пущать!», «Запретить!», «Ату его!» В этой суматохе никто даже не посмотрел, что предлагают инвесторы и застройщики. А ведь дело предлагают! Но ведь проще ничего не понимая орать, чем спокойно сесть и разобраться. Что это, если не «синдром вахтера» в действии?

  Волей случая пандемия поставила ситуацию на паузу. Сейчас мы наблюдаем второй ее акт. И чем дольше этот спектакль будет длиться, тем больше заработают отдельные его участники, потому что градозащита в Петербурге — это больше про зарабатывание денег, а не про защиту города и интересов его жителей.

  А чего хотят жители? Может, интереса ради стоит все-таки спросить обитателей домов, которые стоят вокруг таких вот заброшек, что они обо всем этом думают? И тогда выяснится, что люди не просили защищать руины по соседству. Более того, они ждут прихода инвестора как ясна солнышка, потому что никому не нравится жить рядом с жутким аварийным зданием, где обитают бомжи. Но в Питере, судя по всему, эта музыка будет вечной.

градозащита
Другие статьи автора Читайте также по теме
В Петербурге насчитывается более 9 тыс. объектов культурного наследия. Это следует из данных Смольного. Многие из них в аварийном состоянии, но желающих заниматься их восстановлением немного. Об экономике капитального ремонта исторических зданий «Новому проспекту» рассказал основатель ГК «Реновация» Ян Бобрышев.
Когда председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин заинтересовался сюжетом с разрушением исторических зданий в Петербурге, это было, в принципе, не так удивительно. Бастрыкин вообще нередко обращал внимание на такие вещи. Просто он, похоже, по-человечески увлечен темой.
Михаил Ривлин, заместитель председателя правления ООО «Охта Групп», на онлайн-дискуссии «Девелопмент vs градозащита: Петербург в поисках баланса», организованной «Новым проспектом», рассказал, как маленькие победы в большой войне со строителями испортили местных градозащитников.

Москва и Петербург теряют популярность у туристов, как направления для путешествий на майские праздники
20.04.2024
В Запорожской области при атаке дрона погиб военный корреспондент «Известий»
20.04.2024
Маркетплейс Wildberries до конца года откроет в Ленобласти большой распределительный центр
20.04.2024
В Петербурге раскрыта схема фиктивной регистрации более 400 мигрантов
19.04.2024
Путин обновил состав рабочей группы по увековечению памяти жертв политрепрессий
19.04.2024
В Казахстане запретили продажу вейпов
19.04.2024
Опрос: по выходным работают 70% россиян
19.04.2024
Петербургские отели перед майскими праздниками оказались загружены на 70%
19.04.2024
За год в России на 35% выросло число проектов комплексного развития территорий
19.04.2024
В Ленобласти ужесточат правила продажи алкоголя для 700 заведений общепита
19.04.2024
Петербургская компания стала соинвестором крупнейшего перерабатывающего комплекса России
19.04.2024
«Группа ЛСР» экс-сенатора Андрея Молчанова заплатит дивиденды за 2023 год
19.04.2024
Объединились «Партия роста» и «Новые люди»
19.04.2024
МТС-банк планирует привлечь в рамках IPO до 10 млрд рублей
19.04.2024
На майские праздники между двумя столицами запустят дополнительные «Сапсаны»
19.04.2024
С начала СВО за фейки и дискредитацию российской армии осудили 132 человека
19.04.2024
Трехчасовой обыск у журналистки Ксении Клочковой закончился. У нее изъяли технику и пригласили на допрос
19.04.2024
Водэн
VEREN
RBI
Строительный трест
InveStoreClub
РосСтройИнвест
РКС
Решение
Прайм Эдвайс
Питер
Петрополь
Петромир
Pen&Paper
Neva Coffee
Первая мебельная
Пепелаев
RRT
Colliers
Ильюшихин
Илоранта
Календарь событий

Метки