Петр Заборцев: «Здоровые люди нужны государству, но не нужны медикам»
Пандемия COVID-19 отчетливо показала слабые места в отечественной системе здравоохранения. Пётр Заборцев, руководитель общественного движения «Аврора», размышляет, возможна ли качественная охрана здоровья в стране, если медработникам выгодны больные люди.
Пандемия COVID-19 заходит на третий круг. Она показала многие слабые места в системе российского здравоохранения. Когда на каждого больного стали выделять средства из бюджета, у медицинских организаций появился соблазн диагностировать больше случаев коронавируса. При этом другие заболевания практически не лечили: госпитали и больницы были переоборудованы для помощи ковидным, а люди с заболеваниями сердца или раковые больные теряли драгоценное время и шанс на жизнь.
Попытки оптимизировать систему пока не приводят к успеху. Взять хотя бы запись к терапевту в поликлиниках, где время на прием каждого человека составляет от 10 до 20 минут (половину времени врач тратит на заполнение документов). Можно ли говорить о качественном осмотре? В прошлом году в Росздравнадзор поступило более 17 тыс. жалоб от пациентов, большая их часть касалась качества лечения. В то же время от людей часто скрывают, какие медицинские услуги доступны им по ОМС, предлагая вместо них платные.
Проблема в том, что врачи финансово заинтересованы в количестве пациентов, а не в качестве оказанной медицинской помощи. Даже если речь идет о «бесплатном приеме». Ведь страховая медицина — это тоже получение денег от больных людей, поскольку страховая компания платит именно за лечение.
Недавние исследования Общероссийского народного фронта показали, что четверть врачей по негласной рекомендации руководства предлагают пациентам платные услуги. Их можно понять, ведь финансирование здравоохранения снижается, а руководство должно как-то платить достойные зарплаты сотрудникам.
Получается замкнутый круг: недостаток финансирования приводит к дефициту кадров, повышенной нагрузке на врачей и неравенству в доступе к качественной медицине в разных регионах. В итоге медики не получают достойную оплату за свой труд, а пациенты не получают качественную и своевременную помощь. При таком раскладе в проигрыше все, в том числе и государство, которое теряет трудоспособное население.
Задача системы здравоохранения — поддерживать здоровье нации. Очевидно, что нынешняя система с этой задачей не справляется.
Профилактика около нуля
В нынешней системе практически отсутствует профилактика болезней. Возьмем тот же коронавирус. Из государственного бюджета выделяется около 200 тыс. рублей на каждого пациента, которому требуется искусственная вентиляция легких, а шансы на выздоровление таких пациентов ничтожно малы. При этом у государства почему-то нет 5–7 тыс. рублей на КТ легких для пациентов с подозрением на пневмонию. Ведь человек не просыпается однажды с 70% поражением легких, он около недели болеет «обычной простудой». По крайней мере, так его стараются убедить в поликлинике, чтобы не выезжать к нему лишний раз, не повышать статистику заболеваемости и не тратить средства медучреждения на выявление осложнений.
Что мы получаем в итоге? Вместо того, чтобы предотвратить тяжелые случаи, бюджетные деньги идут на их долгое, дорогое и не всегда продуктивное лечение. Похожий принцип работает и с диагностикой других заболеваний, которые каждый год уносят жизни еще работоспособных граждан.
Медицина будущего должна смесить акценты
Ключевой задачей современной медицины должно стать сбережение человеческого капитала и поддержание трудоспособности населения. Максимум здоровых людей — именно такой позитивный взгляд на здравоохранение является наиболее продуктивным и соответствующим целям новой социально-экономической системы будущего.
Для этого нужно сместить акценты с лечения на профилактику и выстроить новую систему, где положительные стимулы для медицинских работников будут создавать не больные, а здоровые люди. Ведь чем выше их доля, тем производительнее экономика и богаче страна, а значит и стимулы для тех, кто это обеспечивает, могут быть значимее.
Такой подход является экономически эффективным и адекватно связывает результаты экономики с вознаграждением ее участников. Повышение заболеваемости будет создавать отрицательные экономические стимулы абсолютно для всех. И это логично: экономика, теряющая на нетрудоспособности одних, не должна поощрять за это же других.
В вопросах социальной защиты должна действовать та же логика. Людям с ограниченными возможностями нужно создавать специальные условия для того, чтобы они занимались полезным трудом и могли самореализоваться. Они заведомо проигрывают в конкурентной борьбе здоровым согражданам, поэтому система должна выравнивать их шансы. Государству выгоднее помочь этим людям адаптироваться и стать налогоплательщиками, вместо того чтобы платить им пособия на протяжении всей жизни. Пример российских паралимпийцев не оставляет сомнений в том, что специальные вложения в людей с ограничениями по здоровью не только оправданы из гуманистических соображений, но и целесообразны экономически и политически. На всех Паралимпиадах эти удивительные люди демонстрируют выдающиеся результаты.
Здоровье на вес золота
Медицинские организации нужно собрать в объединения, способные оказывать полный перечень профилактических, диагностических и медицинских услуг. Каждый человек будет выбирать, к какому объединению присоединиться. Туда и будут поступать адресные сборы на здравоохранение, отчисляемые с его доходов. Чем выше показатели у медицинского заведения, тем больше людей будет его финансировать. Пока человек на больничном, он не получает зарплату и не отчисляет средства, а значит медицинская организация, обязанная его лечить, несет убытки в период его болезни. И только если затраты на лечение превышают установленный лимит, сверхлимитные расходы финансируются государством.
Львиная доля внимания в новой системе должна отводиться профилактике и предотвращению болезней. К примеру, организации должны быть экономически заинтересованы в том, чтобы нагрузка на человека не превышала его возможностей, чтобы он своевременно отдыхал и не выгорал на работе. Конечно, никто не снимает ответственность с самого человека: халатное отношение к своему здоровью также должно ударить по кошельку гражданина.
Антикоррупционные меры
При нынешней системе здравоохранения возможны различные коррупционные схемы. Это и картельные сговоры фармкомпаний для удорожания лекарств, и подкуп ими врачей, и деньги от пациентов в конверте. В новой системе всему этому не должно быть места.
Если учреждения будут нести убытки от заболевания граждан, то не они должны принимать решение об их трудоспособности. Данные функции необходимо разделить. Контролировать трудоспособность — задача организаций, на которые работают люди. Работодатель не заинтересован в том, чтобы больной человек признавался здоровым и продолжал трудиться, поскольку его производительность будет снижена. Ему выгодно, чтобы в случае недомогания сотрудник как можно скорее вылечился и вернулся к своим трудовым обязанностям.
Но и длительные больничные ни компании, ни работнику невыгодны. Неработающий гражданин не приносит прибыли предприятию и сам не получает зарплату, довольствуясь в период болезни только выплатами от государства. Поэтому сотрудник и его компания больше всех заинтересованы в объективной оценке здоровья, а медучреждение должно быть заинтересовано в эффективном и быстром лечении пациента.
Новая система будет выгодна всем. Государство должно быть заинтересовано в трудоспособных людях — ведь они вносят свой вклад в развитие страны, платят налоги и фактически содержат нетрудоспособных. И уже, будучи заинтересованным в здоровых людях, государство будет лучше контролировать и финансировать систему здравоохранения. Медицинские организации будут финансово заинтересованы в поддержании здоровья пациентов и в их скорейшем выздоровлении, а сами граждане получат эффективное лечение вместо очередей и отговорок. При таком раскладе люди дольше смогут вести активную жизнь, оставаться в строю, принося пользу себе, своей семье, государству и обществу.