Песни у порога. Как организаторы концертов справляются с проблемами эры ковида

28 Декабря 2021

Концертной индустрии крепко досталось за 2 года пандемии, но рынок зрелищ устоял на ногах и смотрит в будущее с оптимизмом. О том, откуда берется позитив у его участников, рассказывает пресс-атташе Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (КТиБО) Борис Барабанов.

24 декабря газета «Ведомости» выпустила заметку под заголовком «Продажи билетов на мероприятия вернулись к допандемийному уровню». Заголовок, что и говорить, громкий, если не сказать сенсационный. Получается, что не зря концертная индустрия била во все колокола на протяжении 2020 и 2021 года. Всё вернулось на круги своя, и теперь билеты на концерты продаются в привычном режиме, а залы заполняются в прежнем, стопроцентном объеме. Жаловаться не на что.

Организаторы мероприятий и продавцы билетов очень хотели бы, чтобы это было так. Но если вчитаться в то, что написано под броским заголовком, то становится ясно, что речь идет о показателях продаж не только на «живые» шоу, но и на онлайн-мероприятия. А в число учтенных экспертами ЮKassa и Timepad событий входят и бизнес-мероприятия, которые проходят в виртуальной среде, и прочий онлайн-контент.

С концертно-зрелищными мероприятиями дело движется не так быстро, как хотелось бы. В российских регионах действуют противоэпидемические ограничения. Турне зарубежных артистов переносятся из-за новых ограничительных мер, вводимых в европейских странах. Но все могло быть еще хуже. Ассоциация концертно-театральных и билетных организаций (КТиБО) — те люди, благодаря которым концертная индустрия не развалилась, как таковая.

В марте 2020 года на встрече с представителями музыкальной отрасли и негосударственных концертных компаний Президент РФ Владимир Путин пообещал найти ресурсы для оказания помощи этому сектору экономики в условиях полной остановки его деятельности. Принципиально важным шагом в этом направлении стало постановление Правительства РФ №442, подготовленное при участии членов Ассоциации и принятое в июне 2020 года. Постановление предотвратило массовые обращения граждан, купивших ранее билеты на концертные мероприятия.

Также для членов Ассоциации КТиБО было очень важно не допустить введения обязательной проверки QR-кодов при покупке билетов на концерты и другие массовые мероприятия в Москве. Эта задача была решена в ходе постоянных консультаций с руководством города. Если бы проверка была введена, покупка билетов стала бы для посетителей зрелищ настолько тяжелой и обременительной процедурой, что многие просто отказались бы от этого вида досуга.

Весь 2021 год Ассоциация КТиБО провела в диалоге с Роспотребнадзором. Мы были бы очень рады, если бы служба разрешила концертной индустрии заполнять залы на 100%. Однако, это станет возможным, только когда порог заболеваемости опустится ниже 10 тыс. человек по стране.

Индустрия к этому готова. Свидетельство тому — готовность зрителей посещать концерты в формате COVID-free. Еще полгода назад казалось, что введение формата COVID-free в России — неразрешимая задача, и зритель лучше откажется от проведения досуга на концерте, чем станет загружать свои данные в некую онлайн-среду, позволяющую беспрепятственно посещать зрелищные мероприятия. Однако, жизнь меняется быстрее, чем наши представления о ней. 23 октября при содействии Ассоциации КТиБО на «ВТБ Арене» и в полном соответствии с правилами формата COVID-free прошло шоу смешанных единоборств BELLATOR MMA. На площадке Music Media Dome, входящей в Ассоциацию КТиБО, в формате COVID-free прошли масштабные шоу — трибьют группы t.A.T.u. и совместный концерт групп «Кино» и «ДДТ».

Фактически, этот формат стал нормой. Осталось только властям сформулировать его рамки, описать его на законодательном уровне. Дело это не быстрое, как и все, что касается эпидемии коронавируса и противоэпидемических ограничений. Со своей стороны устроители концертов уверены, что событие, которое проводится с соблюдением норм COVID-free, стопроцентно безопасно.

Пока формат COVID-free оформляется документально, Ассоциация КТиБО готова моментально реагировать на жесткие, не всегда оправданные и не всегда логичные действия властей. И в ситуации с летней серией переносов концертов в Санкт-Петербурге, и в вопросе отмены фестиваля «Чернозем» в Воронежской области, и в случае с незаконными проверками в клубах Adrenaline Stadium, ГлавClub и Gipsy Ассоциация КТиБО четко сформулировала свою позицию: любые отмены, ограничения, переносы и проверки должны находиться в правовом поле и подчиняться логике, понятной аудитории.

В конце года в ходе на встрече руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой с главой Ассоциации КТиБО Надеждой Соловьевой была четко сформулирована мысль о том, что ограничения на проведения мероприятий, введенные в период пандемии, пришли не навсегда, это вынужденная временная мера. Концертно-зрелищная индустрия будет продолжать сотрудничество с Роспотребнадзором и совместную разработку конструктивных решений.

Нам хотелось бы, чтобы у властей выработалась привычка советоваться с индустрией прежде, чем принимать решения в нашей сфере. Диалог с Роспотребнадзором, который выстроился в 2021 году, позволяет надеяться на то, что в 2022-м это станет нормой.

Актуально сегодня