Первые шаги губернатора. Как из Петербурга будут делать Нью-Москву

Смольный намерен окончательно решить транспортный вопрос. То есть уверенным движением губернаторской воли отменить в Петербурге маршрутки. Вообще, с маршрутками начинала разбираться еще Валентина Матвиенко; городские власти перекраивали маршрутную сеть, условия конкурсов, требования к перевозчикам. За много лет система городского транспорта худо-бедно устоялась, но летом будущего года ей должен прийти конец. На сайте Смольного уже обнародовали списки отменяемых коммерческих маршрутов, которым на смену придут муниципальные. 

Соцсети взвыли — новые муниципальные маршруты и близко не покрывают потребности петербуржцев. Новые конкурсы для перевозчиков еще не проводили, но озвученные требования а автобусному парку многие называют неподъемными для большинства игроков рынка. Справедливости ради, любые новые требования властей сначала всегда считаются неподъемными, но на этот раз все, кажется, серьезно. Заодно планируется изменить схему взаимодействия — город компенсирует перевозчикам расходы, а взамен забирает выручку. Примерно по такой схеме устроена работа транспорта в Москве, где маршруток нет уже три года.Точно так же, как говорят, будут перекраивать систему уборки улиц — предприятия укрупнят, в идеале до одной общегородской организации, а оплата за уборку снега станет сдельной. И это тоже повторяет столичный опыт. До сих пор вывоз снега оплачивался в объемах, предусмотренных контрактом — если снега выпадало больше, то предприятия могли либо работать бесплатно, либо прекращать уборку.

Идея понятна: мэр Москвы Сергей Собянин развернул в последние годы такую активность, что взять с него пример вроде как стало мечтой любого градоначальника или главы региона. Все хотят, чтобы про них говорили «Как похорошел город N при этом начальнике!». И Беглов, конечно, тоже хочет. Посмотрим, что из этого получится — в Петербурге до сих пор столичные инициативы не приживались. Если в Москве благополучно состоялась реновация хрущевок, то в Петербурге аналогичная идея захлебнулась в зародыше. Попытки перестройки исторических кварталов приводили чуть ли не к мятежам. Властям не удалось соорудить в центре города даже одного небоскреба — что уж говорить о полноценном «сити». 

Но во-первых, у Петербурга никогда не было столько денег как у Москвы. Если ты хочешь заменить маршрутки автобусами, то нужно позаботиться о том, чтобы автобусы ходили каждые 5-7 минут. Их надо купить, кроме того, пассажиропоток должен быть такой, чтобы они окупались. На одни только новые остановки понадобится 4,5 млрд рублей.  Во-вторых, Сергей Собянин фактически никогда не встречал противодействия в своей вотчине, если не считать уличных активистов. Только сейчас в Мосгордуму пришли оппозиционеры, но полномочий у МГД не особенно много. В Петербурге же имеется крайне своеобразное Законодательное собрание, хозяин которого, спикер Вячеслав Макаров, любит эпатировать публику. На последнем заседании парламента он, к примеру, распорядился включить в список зеленых насаждений участок на Большой Разночинной улице, где компания «Орион», аффилированная с «Бронка групп», собиралась построить дом. Несколькими днями ранее Макаров назвал застройщиков «строительной мафией» и «шпаной», экспертов — «гадами», а чиновников обвинил в коррупции и выдаче «липовых» разрешений на строительство.

А ведь «Бронка групп» напрямую связана с семьей экс-начальника ФСО Евгения Мурова, большого человека. Но спикер наш — гусар известный, с него и не такое станется. В прошлом году (уже, между прочим, при и.о. Беглове) он вообще обвинял Смольный в «сопливости» и «импотентности» за нежелание передать РПЦ Исаакиевский собор. И скверы демонстративно у застройщиков отбирал, заставляя чиновников отползать, прикрывшись каской. Можно не сомневаться, что сейчас Вячеслав Макаров старается показать уже новому губернатору, на что способно его депутатское воинство — и каждая реформа, которую губернатор пожелает провести, будет стоить ему, как говорил Остап Бендер, «множества мелких и крупных услуг».

Если все получится, то может быть, выйдет и неплохо, только задача у Александра Беглова посложнее собянинской. Ему нужно сделать все то же самое, включая окружную железную дорогу и помпезный парк в центре, только без денег (с деньгами любой дурак может), без Кремля под боком. И при наличии парламента, от которого никогда не знаешь, чего ждать. На эту тему есть старый анекдот:

— «Стреляй, Петька, стреляй!»

— «Так патроны же кончились, Василий Иванович!»

— «Петька! Ты же коммунист!»

— «Тра-та-та-та-та...»

Фото: Александр Коряков/Коммерсантъ

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!
Актуально сегодня